
Ещё недавно фраза «техника будущего» ассоциировалась с фантастикой — автономными танками, боевыми роботами и роями дронов, а сегодня всё это становится реальностью. Современные армии перестраиваются под новые принципы ведения войны: скорость, точность, цифровую координацию и минимальное участие человека. Инженеры по всему миру работают над тем, чтобы техника думала, анализировала и действовала быстрее людей, а в некоторых случаях — без их участия вовсе.
Технологии будущего в военном деле

Оружие, техника и роботы
Развитие военной техники сегодня неразрывно связано с цифровыми системами и автономностью, и искусственный интеллект занимает здесь далеко не последнее место. Он анализирует данные с поля боя, выявляет цели и управляет техникой в реальном времени. Интересно, что все участники боя, от пехоты до авиации, объединяются в единую сеть, работают сообща и координируют свои действия. И здесь информация важнее брони. Защита тоже ставится в приоритет. Умные системы следят за обстановкой и даже отслеживают выстрелы по технике, чтобы перехватить боеприпас. Даже новые силовые установки выделяют меньше тепла, маскируя таким образом технику от головок самонаведения. Главное же – системы связи и наблюдения. Многофункциональные сенсоры, цифровые прицелы и интеграция с БПЛА дают экипажу огромные преимущества перед противником, а бортовые системы могут работать в полностью автоматическом режиме. Конечно, техника при этом сильно растёт в цене, но выросшие тактические возможности того стоят.
1. Турецкий Altug 8×8

Бронетранспортёр Altug 8×8
Турецкий бронетранспортёр Altug 8×8 с самого начала создавался как умная платформа для установки самых разных боевых модулей. Её разработчик планировал построить целое семейство машин на её основе, от бронетранспортёра до огневой поддержки и разведки. Машина весит около 35 тонн, но благодаря мощному дизелю в 720 лошадиных сил она способна развивать до 110 км/ч. При этом она может сохранять подвижность даже при частичном повреждении шин, каждая ось оснащена независимой подвеской и системой централизованного подкачивания. Главная особенность Altug — модульность и цифровое управление. Электронная архитектура открытого типа позволяет устанавливать оборудование от разных производителей, а бортовые системы объединены в единый «мозг». Боевая машина может работать в режиме сети, обмениваясь данными с беспилотниками и другими боевыми единицами, увеличивая таким образом эффективность в бою. Турецкие инженеры называют Altug первым шагом к автономным бронемашинам, и это, похоже, не рекламный лозунг — уже готовится версия, способная двигаться без водителя.
2. Тяжеловес из Беларуси МЗКТ-690003

МЗКТ-690003
Белорусская Volat хорошо известна своими тяжёлыми шасси для ракетных комплексов, но МЗКТ-690003 стал чем-то иным. Это колёсная бронемашина нового поколения, рассчитанная не на транспортировку ракет, а на участие в современных боях. Базовая масса — около 24 тонн, а колёсная формула 8×8 позволяет двигаться по пересечённой местности, где обычная техника просто вязнет. Машина рассчитана на экипаж из трёх человек и может перевозить до десяти бойцов. Особый интерес вызывает защита: капсула экипажа выполнена по принципу монокока из броневой стали с дополнительными керамическими элементами, а днище имеет V-образную форму для рассеивания энергии взрыва. Внутри установлена цифровая система наблюдения с круговым обзором, а также можно поставить дистанционно управляемый боевой модуль с 30-мм пушкой. В перспективе на этой платформе планируется создавать беспилотные варианты, что выводит МЗКТ-690003 в категорию «машин переходного поколения» — между классическими бронетранспортёрами и автономными роботами.
3. К-17 — новый уровень российской БМП

Российская БМП К-17
Новую боевую машину пехоты К-17 построили на платформе «Бумеранг». В отличие от прежних БМП, она является полноценным боевым комплексом с высоким уровнем защиты и автоматизированным управлением. Машина получила модульный боевой отсек «Бумеранг-БМ» с 30-мм пушкой 2А42, спаренным пулемётом и ПТРК «Корнет». Всё вооружение управляется дистанционно, а экипажу нет нужды покидать защищённый объём. Главное отличие К-17 — цифровая архитектура и развитая электроника. Камеры дают обзор на 360°, а бортовая система объединяет прицельные, навигационные и диагностические данные. Машина может двигаться по воде, развивать скорость до 10 км/ч на плаву, и при этом сохраняет защищённость, сопоставимую с тяжёлыми бронемашинами. Концепция «Бумеранга» предусматривает множество вариантов на одной платформе — от БТР до командных и санитарных. По сути, это не одна машина, а основа целого семейства, где каждая версия встроена в единую цифровую сеть управления боем.
4. Гусеничный разведчик Patria TRACKX

Patria TRACKX
Финская Patria всегда делала ставку на практичность, и TRACKX стал логичным развитием этой концепции. Лёгкая гусеничная машина весом около 15 тонн задумывалась как универсальная платформа для пехоты, связи, эвакуации и РЭБ. Конструкцию же постарались сделать более гибкой: внутри предусмотрели крепления для разных модулей, поэтому TRACKX можно собрать под конкретную задачу — от разведывательной машины до командного пункта. Главная идея была простой – повысить проходимость при умеренной массе. Широкие гусеницы снижают давление на грунт, поэтому TRACKX уверенно идёт по снегу и болотам, где тяжёлые бронетранспортёры вязнут. При этом машина не жертвует комфортом. Внутри находится просторный отсек на десять бойцов с современной эргономикой и цифровой системой управления.
5. Наземный робот ARX Robotics Combat Gereon

Роботы на платформе Gereon
Немецкая компания ARX Robotics вывела на полигон то, что ещё недавно казалось концептом из презентаций — линейку роботов Combat Gereon. Эти гусеничные машины могут перевозить боеприпасы, оборудование или работать в качестве стрелковых беспилотников. По необходимости их можно оснастить пулемётом, разведывательными сенсорами или средствами радиоэлектронной борьбы. Главное достоинство Gereon — автономность. Машина умеет передвигаться по заданному маршруту, распознаёт препятствия и умеет работать в режиме роя, когда несколько роботов координируют действия между собой. Конечно, оператор может взять управление на себя, но даже без него Gereon вполне может сопровождать подразделение и выполнять простые приказы. Производитель всерьёз занялся созданием наземных роботов и уже добился некоторого успеха.
6. Ракетный Fuchs JAGM от Rheinmetall & Lockheed Martin

Fuchs JAGM
В своей совместной работе Rheinmetall и Lockheed Martin превратили привычный бронетранспортёр Fuchs в носитель высокоточного оружия. На колёсное шасси инженеры установили пусковые контейнеры с ракетами JAGM — теми самыми, что применяются авиацией для поражения бронированных целей. В результате получилась машина, способная нанести массированный удар, не теряя подвижности и защищённости. Фактически инженеры создали мобильную установку, которая может быстро выйти на позицию, выпустить несколько ракет и уехать до ответного удара. Установка не требует сложного обслуживания, а благодаря модульной компоновке можно быстро её переделать под разные ракеты. По мнению ряда экспертов, компания сделала интересную попытку повысить эффективность боевых машин до максимума.
Ещё интересное с нашего канала:
За что советские водители-фронтовики полюбили американский Студебекер
Как и другие виды техники, вооружения постоянно совершенствуется, а взамен устаревшему создаётся новое, в существование которого иногда даже сложно поверить. В недалёком будущем ВС России получит новейшую технику, соответствующую современным требованиям и основанную на передовых технологиях.
