Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Танк Т-34, пистолет-пулемет Шпагина, реактивный миномет БМ-13 «Катюша» - все это оружие стало одним из символов победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Попал в «иконостас» оружия победы и самолет-штурмовик Ил-2. Машина, созданная в 1939 году ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина, стала не только самым массовым боевым самолетом в истории человечества, но и одним из самых успешных с точки зрения боевого применения. В короткие сроки советская авиация приучила захватчиков бояться «Ильюших» как огня.


Сергей Владимирович Ильюшин. /Фото: bezformata.com.

Сергей Владимирович Ильюшин. /Фото: bezformata.com.


Крещение Ил-2 огнем состоялось 25 июня 1941 года. Два советских штурмовика успешно атаковали механизированную колонну вермахта в Брестской области. Впрочем, тогда же выяснилось, что штатные пушки штурмовика малопригодны против наземной техники. Поэтому уже в августе ШВАК стали менять на более представительные ВЯ-23. Благодаря им Ил-2 мог уже одним только пушечным огнем уничтожать немецкие легкие танки. Впрочем, главным оружием против вражеской бронетехники все еще оставались фугасные бомбы ФАБ-100. Конечно, попасть во вражеский танк такой штукой могли лишь самые опытные пилоты. И все же, несмотря на все «но», в первые месяцы Великой Отечественной войны именно советские штурмовики стали главным подспорьем для отступавших сухопутных сил. Причем присутствие советских штурмовиков было важно не только с точки зрения огневой поддержки, но и в морально-психологическом аспекте.

Ангелы-хранители Красной армии. /Фото: fotostrana.ru.

Ангелы-хранители Красной армии. /Фото: fotostrana.ru.


Первые месяцы войны для Ил-2 были сложными. С одной стороны, советские штурмовики смогли добиться «признания» со стороны противника. Несмотря на господство в воздухе немецкой истребительной авиации и пристальное внимание всех систем ПВО противника, штурмовики продолжали вылеты раз за разом нанося противнику существенные потери. В немецкой армии проблема советских штурмовиков, устраивавших систематические налеты на марширующие колонны, обсуждалась на самом высоком уровне. За невероятную живучесть немецкие истребители прозвали Ил-2 не иначе как «бетонный самолет». В немецких сухопутных войсках в творению «Ильюшина» прилипло другое прозвище – «черная смерть». Дали его за те потери, которые советские летчики были способны наносить, нередко даже ценой собственной жизни.

Ил-2 быстро научили врагов бояться. /Фото: gazeta.ru.

Ил-2 быстро научили врагов бояться. /Фото: gazeta.ru.


Потери же «Илюшиных» были высоки. Из 36.1 тысячи произведенных машин за годы войны Союз потерял 23 тысячи штурмовиков. Из них 11.4 тысячи непосредственно в бою. Потери летного состава за годы войны составили 12 тысяч человек: 8 тысяч летчиков и 3.9 тысячи стрелков. Тяжелые потери в машинах Союз нес в 1941 году, в том числе потому, что необходимые наставления по применению штурмовой авиации появились лишь в 1942, из-за чего многие летчики действовали «на свое усмотрение», что не всегда заканчивалось хорошо. При этом еще в 1941 году немецкие офицеры в своих донесениях особенно сетовали на «агрессивность» и «удивительное хладнокровие» с которым советские штурмовики осуществляли атаки.

Советские штурмовики и механики. /Фото: tsargrad.tv.

Советские штурмовики и механики. /Фото: tsargrad.tv.


Советская штурмовая авиация оставалась важным тактическим инструментом на протяжении всей войны. Уже в 1942 году самолет претерпел значительную модернизацию. Появилась двухместная модель штурмовика. Живучесть самолета серьезно возросла, хотя потери среди стрелков-радистов на первом этапе применения новых машин были ужасающими и в некоторых соединениях достигали пропорции 7 к 1. Важнейшим же подспорьем в арсенале советских штурмовиков стали появившиеся в 1943 году кассетные кумулятивные бомбы ПТАБ. С помощью этого оружия советские штурмовики смогли уничтожать целые колонны самой современной немецкой бронетехники, включая «Тигры» и «Пантеры». Пролет 6 «Илюшиных» на колонной из 10 вражеских машин гарантированно заканчивался поджогом как минимум 2-3 танков.

Оружие победы. /Фото: asisbiz.com.

Оружие победы. /Фото: asisbiz.com.


Советские штурмовики не только во многом «вытащили» на себе драматический 1941 год. Огромную роль Ил-2 сыграли в ходе многих крупных сражений и операций, включая битву на Курской дуге. Лучшим же «концертом» советской штурмовой авиации по праву можно считать операцию «Багратион» по освобождению Беларуси в 1944 году. «Ильюшины» работали не только по переднему краю противника, но и по ближним тылам, уничтожая артиллерийские позиции, сконцентрированные резервы и колоны на марше. Собственно, в этом и заключалась подлинная сила Ил-2. Как вспоминал советский авиаконструктор Александр Яковлев, на момент Второй мировой войны ни одному другому конструктору в мире кроме Сергея Ильюшина не пришла в голову простая, но гениальная идея: создать боевую машину, которая будет специализироваться на уничтожении противника еще не достигшего линии соприкосновения. Ведь как «неожиданно» выяснилось: расстреливать вражеские колонны на марше проще и выгоднее, нежели уничтожать технику и живую силу уже на передовой.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение авиационной темы читайте про Бе-12: почему этот самолет считали анахронизмом.


Обратите внимание:







2294
22.09.2024 19:36
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё