Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0

Какие зарубежные вооружения не смогла освоить советская оборонная промышленность?/ Фото: warthunder.ru

Какие зарубежные вооружения не смогла освоить советская оборонная промышленность?/ Фото: warthunder.ru

Советское правительство всячески продвигало идеи социализма, акцентируя внимание на преимуществах такого строя, а также достижениях отечественной промышленности в разных ее направлениях. Особый акцент делался на оборонный комплекс и его успехи. Однако многие даже не знали, что подавляющее большинство видов оружия, используемого в СССР, создавалось другими странами и производилось по их лицензии или являлось полной копией советской сборки.


1. Советские и иностранные разработки



Гаубица НГ 1931 года/ Фото: war-russia.info

Гаубица НГ 1931 года/ Фото: war-russia.info

В отдельных отраслях советские исследователи и конструкторы преуспевали, а в других пытались догнать своих западных коллег. Например, основные виды стрелкового вооружения создавались в СССР. То же самое касается самолетов, но многие авиационные двигатели считались иностранной разработкой. Что касается танков, автомобилей и сельскохозяйственной техники, то в довоенное время они в большей мере проектировались по иностранным лекалам. Также в особо крупных количествах закупались артиллерийские установки и снаряды.

Но если зарубежная бронетехника и машины быстро осваивались в Советском Союзе и начинали производиться по лицензии массово внушительными сериями, то в случае с артиллерией дела обстояли куда более плачевно. Есть десятки примеров, когда купленные в других странах разработки поступали на вооружение в Красную армию, производились серийно, но не получали признания из-за нераскрытия их потенциала и боевой эффективности. Иногда это даже становилось причиной трагических событий.

2. Судьба зарубежного артиллерийского вооружения в СССР



Германская пушка 2-см Flak 30/ Фото: eragun.org.ua

Германская пушка 2-см Flak 30/ Фото: eragun.org.ua

На момент начала Второй мировой войны в распоряжении армии СССР находилось чуть более 1300 зенитных пушек образца 1939 года. Об этом гласит справочник А. Иванова «Артиллерия СССР во Второй мировой войне». По сравнению с фашистской Германией это число было мизерным. Ведь, согласно требованиям плана мобилизации на 1941 год, минимальное количество пушек должно составлять 9854 единиц. Что касается крупнокалиберных пулеметов зенитного назначения, в то время на балансе СССР их было всего лишь 1987 вместо требуемых 11448. Таким образом, войска превратились в легкодоступную мишень для штурмовой авиации.

Что к этому привело, можно узнать в издании А. Широкорада «Энциклопедия советской артиллерии». Над созданием и серийным выпуском артиллерийского вооружения малого калибра трудились инженеры завода номер 8 в Подлипках, Подмосковье.

В 1930 году правительство закупило в Германии самые передовые на то время зенитные установки 20-мм и 37-мм калибра марки «Рейнметалл». Орудие быстро поступило на вооружение под маркировкой автоматическая противотанковая и зенитная пушка 20-мм образца 1930 года и автоматическая зенитная пушка 37 мм. В Советском Союзе им были присвоены индексы 2-К и 4-К.

Но серийное производство так и не было налажено. За два года удалось выпустить только 161 пушек 20-мм. Причем большая часть из них не была принята военными. В 1936 Красная армия владела только тремя десятками таких установок.

Орудие 3.7 см Flak 18/ Фото: wikimedia.org

Орудие 3.7 см Flak 18/ Фото: wikimedia.org

Судьба 37-миллиметрового орудия оказалась еще плачевнее. За два года завод №8 сумел произвести лишь 6 орудий, хотя другие источники рассказывают о трех экземплярах. К сожалению, военные вообще не приняли ни единой пушки. При этом они успешно использовались вермахтом под названиями 2-см Flak 30 и 3.7 см Flak 18 и выпускались огромными сериями, закрывая все требования немецких войск, неоднократно доказав свою эффективность в боевых условиях. А вот в Красной армии 30-х годов вообще не было на балансе зенитных автоматических орудий, вплоть до начала Второй мировой войны.

К слову, в 1930 году компания «Рейнметалл» начала поставки в Советский Союз других артиллерийских установок. Они поступили в серийное производство и были приняты на вооружение. В их числе оказалась крупнокалиберная гаубица 1931 года с маркировкой 152-мм. Во многих справочниках ее обозначали как НГ, что расшифровывалось как «немецкая гаубица».

Производство орудия было налажено на Мотовилихинском заводе, но за два года удалось выпустить всего 8 экземпляров. Правда, и те не были освоены военными. Таким образом, актуальные модификации вооружения такого класса вышли на свет только в 1938 году. Наши заводы не смогли освоить гаубицы из Германии, но спустя несколько лет фашисты успешно бомбили ими советские войска, начиная с 1941 года и далее.

3. Авиационная промышленность



Штурмовик «Валти» V-11/ Фото: aviadejavu.ru

Штурмовик «Валти» V-11/ Фото: aviadejavu.ru

Столь плачевные истории затронули не только артиллерийское вооружение. Так, советские заводы успешно конструировали военные самолеты, однако так не сумели освоить выпуск собственных авиационных двигателей, поэтому были вынуждены покупать лицензии. При этом их проекты успешно продавались по всему миру, причем зачастую в ознакомительных целях. Например, до начала войны немцы уже досконально знали, как устроены советские истребители, и где находятся их самые слабые и уязвимые места.

В 1936 году правительство СССР купило лицензию на производство бомбардировщика и штурмовика американской марки «Валти» V-11. Тогда советская армия не владела столь прогрессивной авиацией, поэтому после покупки патента она представила первую машину такого класса под маркировкой БШ-1.

Ил-2 стал оружием Победы СССР/ Фото: kuban24.tv

Ил-2 стал оружием Победы СССР/ Фото: kuban24.tv

Над ее созданием трудились конструкторы под предводительством С.А. Кочеригина. БШ-1 расшифровывалось как «бронированный штурмовик», а номер 1 обозначал первую такую машину на вооружении СССР (после появился Ил-2). На самолет устанавливали советский двигатель, однако он был копией американского агрегата, что и на V-11, но созданного по лицензии.

Советские конструкторы долго пытались освоить штурмовик, выпустив от 38 до 50 машин, которые не сумели удивить военных своими эксплуатационными характеристиками. Вскоре было начато производство таких же штурмовиков по программе «Иванов», но если бы серийный процесс был запущен вовремя, СССР имел бы отличные ударные самолеты для поддержки пехоты.

Схожая ситуация наблюдалась и с советскими проектами, которые часто не поступали в серийное производство или выпускались в очень ограниченных тиражах. В случае с автоматическими зенитными орудиями предприятия военной промышленности платили за свою плохую работу сотнями тысяч человеческих жизней, которые оказались беззащитными перед атаками штурмовой авиации вермахта.



Интересно также узнать, на что способен ЗРК «Викинг», истребитель «Байрактаров».


Обратите внимание:







2123
22.08.2023 11:45
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё