
До недавнего времени дирижабли были экзотическим транспортом из далёкого прошлого, но теперь они вновь выходят на передний план. Дошло уже до того, что их всерьёз рассматривают в качестве военного транспортного средства и прорабатывают новые проекты. К примеру, британская компания Hybrid Air Vehicles вознамерилась построить военные дирижабли и передать их Соединённым Штатам.
Airlander 10: дирижабль с прицелом на армию

Гигант эпохи дирижаблей
Ещё недавно о военном применении дирижаблей говорили лишь как о красивой теории, но у Hybrid Air Vehicles есть на это вполне реальные планы. Британская компания вышла на рынок США, где интерес правительства к подобным проектам заметно вырос. Причины просты: дирижабль способен зависать над районом патрулирования на несколько суток, обеспечивая разведку, связь и наблюдение, а также может заниматься доставкой грузов или техники в труднодоступные зоны. В этом у Airlander 10 есть явное преимущество: он может взлететь и сесть практически где угодно, не требуя классической взлётно-посадочной полосы. В условиях военных операций это огромный плюс, ведь подобные аппараты могут работать там, где нет даже временного аэродрома. Кроме того, дирижабль относительно малошумный, а его необычная форма и гибридная схема делают аппарат устойчивым даже при ветре, который для классических аэростатов мог бы стать проблемой.

Проект HAV 304 по сравнению с самолётами.
Экономическая выгода здесь тоже есть. Сравнительно низкая стоимость часа полёта и возможность находиться в воздухе без посадки несколько суток делают дирижабль привлекательным вариантом для долгосрочного наблюдения и разведки. А в некоторых случаях это может заменить сразу несколько вертолётов или самолётов, снизив расходы и упростив логистику.

Большой ангер для современного дирижабля.
Кроме разведки и наблюдения рассматриваются и другие варианты применения. Например, дирижабль можно оснастить радарами и средствами связи, превратив его в летающий узел управления или ретранслятор данных для подразделений на земле. Или использовать его для транспортировки крупногабаритного оборудования и техники в районы, где строительство полноценной ВПП невозможно. В перспективе не исключается даже разработка модификаций с возможностью быстрой смены полезной нагрузки в зависимости от задачи. И пусть сейчас речь идёт скорее о планах и тестах, а не о серийной армейской версии, интерес правительственных структур и военных к такому необычному летательному аппарату уже сам по себе показывает, что идея больших дирижаблей в армии перестала быть фантазией из прошлого. Идея превратить Airlander 10 в универсальную платформу для разведки, патрулирования и связи кажется куда реальнее, чем многие думали ещё несколько лет назад. И проект Airlander 10 подходит для этих целей лучше всего.
Рождение гиганта: как появился Airlander 10

Проект HAV 304.
Интересно, что всё началось именно с военного заказа. Первой версией этого дирижабля был HAV 304, созданный для американской программы LEMV, где хотели получить платформу для длительного наблюдения и разведки. Проект в итоге свернули, но британцы не отказались от идеи и на основе прежних наработок запустили Airlander 10 уже как гражданский аппарат. Первые полёты привлекли внимание как необычным внешним видом, так и масштабами: длина дирижабля превышает 90 метров, а общий объём оболочки позволяет удерживать в воздухе десятки тонн груза и оборудования. Были и трудности, в том числе громкая авария во время одного из тестовых полётов, после которой проект пришлось серьёзно доработать и пересмотреть ряд инженерных решений.

Современный дирижабль Airlander 10.
Разработчиков это не остановило, они понимали, что потенциал у такого аппарата действительно огромный. В обновлённой версии появилось больше датчиков, усовершенствованная система управления и материалы, повысившие надёжность оболочки. Проект изначально задумывался как гибрид между дирижаблем и самолётом, в нём часть подъёмной силы обеспечивается не только гелием, но и аэродинамикой корпуса. Это снижает расход топлива и расширяет диапазон применения. Постепенно идея, начатая с военного заказа, переросла в амбициозный гражданский проект, а теперь вновь возвращается в армию.
Необычная конструкция и летающий пузырь

Перед полётом надуть.
Airlander 10 имеет очень необычную форму – сплюснутую и широкотелую, а причина тому – строгие расчёты аэродинамики. За счёт особой формы корпуса до 40% подъёмной силы создаётся при движении вперёд, а остальное обеспечивает гелий в оболочке, что экономит топливо и повышает время автономной работы. Корпус дирижабля состоит из нескольких слоёв прочных и очень лёгких материалов, а внутри скрываются продольные перегородки и элементы каркаса, придающие конструкции жёсткость. Дирижабль приводится в движение четырьмя дизельными двигателями, расположенными по бортам и сзади, которые могут отклонять поток воздуха, обеспечивая манёвренность даже на малой скорости. Интересно, что Airlander 10 не нужен полноценный аэродром и может взлетать и садиться практически вертикально.

Наполовину плывёт, наполовину планирует.
Инженеры также продумали геометрию дирижабля и позаботились о сохранении устойчивости при боковом ветре. Для аппарата длиной свыше 90 метров это серьёзное достижение, а возможность мягко снижаться и зависать почти без движения делает Airlander 10 удобным для задач, где нужна точность и длительное нахождение на одном месте.
Грузоподъёмность и рекордная автономность

Дирижабль имеет уникальную и очень знакомую форму.
Размеры Airlander 10 впечатляют даже тех, кто привык к большим самолётам: около 92 метров в длину, объём оболочки свыше 38 тысяч кубических метров и грузоподъёмность до 10 тонн. При этом максимальная скорость относительно невелика — порядка 140 км/ч, но это не минус, а особенность концепции. Главный козырь дирижабля — способность оставаться в воздухе до пяти дней подряд без посадки, а при меньшей загрузке — ещё дольше. Большая автономность даёт уникальные возможности для патрулирования морских границ, наблюдения за лесными пожарами, поисково-спасательных операций или работы в качестве военного разведчика, ретранслятора и станции связи. В военной версии могут появиться специальные модули с радарами, средствами связи и ангарами для беспилотников.
Ещё немного интересного об Airlander 10

В кабине.
Несмотря на серьёзность проекта, у дирижабля есть неофициальное прозвище — «летающий зад». Оно появилось из-за характерной формы кормовой части, и даже сами инженеры компании относятся к этому с юмором, понимая, что форма получилась действительно своеобразной. Airlander 10 уже успел появиться на телеэкранах: его снимали для документальных фильмов и рассматривали как будущую платформу для VIP-туризма и экскурсий. Гигантский объём оболочки позволяет разместить просторный салон с панорамными окнами, что делает проект привлекательным не только для армии и грузоперевозок, но и для туристического бизнеса.

Возможно, это станет военным транспортом.
Ещё один интересный факт: Hybrid Air Vehicles планирует создать версии с гибридной и даже полностью электрической силовой установкой. Это позволит снизить уровень шума и практически обнулить выбросы, что для такого крупного аппарата выглядит вполне достижимой целью. В компании не исключают, что на основе Airlander 10 в будущем появятся ещё более крупные дирижабли, способные перевозить грузы, которые не помещаются в обычные самолёты.
Ещё интересное с нашего канала:
Куда и почему из российских рек и озер почти полностью исчезли осетровые рыбы
Вполне вероятно, что новый высокотехнологичный дирижабль заменит военные транспортные самолёты и вертолёты. Хоть они и обладают внушительной грузоподъёмностью, но из-за своих ограничений не могут добраться в труднодоступные районы.
