Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Дирижабли возвращаются: летающее недоразумение для американской армии




До недавнего времени дирижабли были экзотическим транспортом из далёкого прошлого, но теперь они вновь выходят на передний план. Дошло уже до того, что их всерьёз рассматривают в качестве военного транспортного средства и прорабатывают новые проекты. К примеру, британская компания Hybrid Air Vehicles вознамерилась построить военные дирижабли и передать их Соединённым Штатам.


Airlander 10: дирижабль с прицелом на армию

Гигант эпохи дирижаблей

Гигант эпохи дирижаблей


Ещё недавно о военном применении дирижаблей говорили лишь как о красивой теории, но у Hybrid Air Vehicles есть на это вполне реальные планы. Британская компания вышла на рынок США, где интерес правительства к подобным проектам заметно вырос. Причины просты: дирижабль способен зависать над районом патрулирования на несколько суток, обеспечивая разведку, связь и наблюдение, а также может заниматься доставкой грузов или техники в труднодоступные зоны. В этом у Airlander 10 есть явное преимущество: он может взлететь и сесть практически где угодно, не требуя классической взлётно-посадочной полосы. В условиях военных операций это огромный плюс, ведь подобные аппараты могут работать там, где нет даже временного аэродрома. Кроме того, дирижабль относительно малошумный, а его необычная форма и гибридная схема делают аппарат устойчивым даже при ветре, который для классических аэростатов мог бы стать проблемой.

Проект HAV 304 по сравнению с самолётами.

Проект HAV 304 по сравнению с самолётами.


Экономическая выгода здесь тоже есть. Сравнительно низкая стоимость часа полёта и возможность находиться в воздухе без посадки несколько суток делают дирижабль привлекательным вариантом для долгосрочного наблюдения и разведки. А в некоторых случаях это может заменить сразу несколько вертолётов или самолётов, снизив расходы и упростив логистику.

Большой ангер для современного дирижабля.

Большой ангер для современного дирижабля.


Кроме разведки и наблюдения рассматриваются и другие варианты применения. Например, дирижабль можно оснастить радарами и средствами связи, превратив его в летающий узел управления или ретранслятор данных для подразделений на земле. Или использовать его для транспортировки крупногабаритного оборудования и техники в районы, где строительство полноценной ВПП невозможно. В перспективе не исключается даже разработка модификаций с возможностью быстрой смены полезной нагрузки в зависимости от задачи. И пусть сейчас речь идёт скорее о планах и тестах, а не о серийной армейской версии, интерес правительственных структур и военных к такому необычному летательному аппарату уже сам по себе показывает, что идея больших дирижаблей в армии перестала быть фантазией из прошлого. Идея превратить Airlander 10 в универсальную платформу для разведки, патрулирования и связи кажется куда реальнее, чем многие думали ещё несколько лет назад. И проект Airlander 10 подходит для этих целей лучше всего.

Рождение гиганта: как появился Airlander 10

Проект HAV 304.

Проект HAV 304.


Интересно, что всё началось именно с военного заказа. Первой версией этого дирижабля был HAV 304, созданный для американской программы LEMV, где хотели получить платформу для длительного наблюдения и разведки. Проект в итоге свернули, но британцы не отказались от идеи и на основе прежних наработок запустили Airlander 10 уже как гражданский аппарат. Первые полёты привлекли внимание как необычным внешним видом, так и масштабами: длина дирижабля превышает 90 метров, а общий объём оболочки позволяет удерживать в воздухе десятки тонн груза и оборудования. Были и трудности, в том числе громкая авария во время одного из тестовых полётов, после которой проект пришлось серьёзно доработать и пересмотреть ряд инженерных решений.

Современный дирижабль Airlander 10.

Современный дирижабль Airlander 10.


Разработчиков это не остановило, они понимали, что потенциал у такого аппарата действительно огромный. В обновлённой версии появилось больше датчиков, усовершенствованная система управления и материалы, повысившие надёжность оболочки. Проект изначально задумывался как гибрид между дирижаблем и самолётом, в нём часть подъёмной силы обеспечивается не только гелием, но и аэродинамикой корпуса. Это снижает расход топлива и расширяет диапазон применения. Постепенно идея, начатая с военного заказа, переросла в амбициозный гражданский проект, а теперь вновь возвращается в армию.

Необычная конструкция и летающий пузырь

Перед полётом надуть.

Перед полётом надуть.


Airlander 10 имеет очень необычную форму – сплюснутую и широкотелую, а причина тому – строгие расчёты аэродинамики. За счёт особой формы корпуса до 40% подъёмной силы создаётся при движении вперёд, а остальное обеспечивает гелий в оболочке, что экономит топливо и повышает время автономной работы. Корпус дирижабля состоит из нескольких слоёв прочных и очень лёгких материалов, а внутри скрываются продольные перегородки и элементы каркаса, придающие конструкции жёсткость. Дирижабль приводится в движение четырьмя дизельными двигателями, расположенными по бортам и сзади, которые могут отклонять поток воздуха, обеспечивая манёвренность даже на малой скорости. Интересно, что Airlander 10 не нужен полноценный аэродром и может взлетать и садиться практически вертикально.

Наполовину плывёт, наполовину планирует.

Наполовину плывёт, наполовину планирует.


Инженеры также продумали геометрию дирижабля и позаботились о сохранении устойчивости при боковом ветре. Для аппарата длиной свыше 90 метров это серьёзное достижение, а возможность мягко снижаться и зависать почти без движения делает Airlander 10 удобным для задач, где нужна точность и длительное нахождение на одном месте.

Грузоподъёмность и рекордная автономность

Дирижабль имеет уникальную и очень знакомую форму.

Дирижабль имеет уникальную и очень знакомую форму.


Размеры Airlander 10 впечатляют даже тех, кто привык к большим самолётам: около 92 метров в длину, объём оболочки свыше 38 тысяч кубических метров и грузоподъёмность до 10 тонн. При этом максимальная скорость относительно невелика — порядка 140 км/ч, но это не минус, а особенность концепции. Главный козырь дирижабля — способность оставаться в воздухе до пяти дней подряд без посадки, а при меньшей загрузке — ещё дольше. Большая автономность даёт уникальные возможности для патрулирования морских границ, наблюдения за лесными пожарами, поисково-спасательных операций или работы в качестве военного разведчика, ретранслятора и станции связи. В военной версии могут появиться специальные модули с радарами, средствами связи и ангарами для беспилотников.

Ещё немного интересного об Airlander 10

В кабине.

В кабине.


Несмотря на серьёзность проекта, у дирижабля есть неофициальное прозвище — «летающий зад». Оно появилось из-за характерной формы кормовой части, и даже сами инженеры компании относятся к этому с юмором, понимая, что форма получилась действительно своеобразной. Airlander 10 уже успел появиться на телеэкранах: его снимали для документальных фильмов и рассматривали как будущую платформу для VIP-туризма и экскурсий. Гигантский объём оболочки позволяет разместить просторный салон с панорамными окнами, что делает проект привлекательным не только для армии и грузоперевозок, но и для туристического бизнеса.

Возможно, это станет военным транспортом.

Возможно, это станет военным транспортом.


Ещё один интересный факт: Hybrid Air Vehicles планирует создать версии с гибридной и даже полностью электрической силовой установкой. Это позволит снизить уровень шума и практически обнулить выбросы, что для такого крупного аппарата выглядит вполне достижимой целью. В компании не исключают, что на основе Airlander 10 в будущем появятся ещё более крупные дирижабли, способные перевозить грузы, которые не помещаются в обычные самолёты.

Ещё интересное с нашего канала:

Куда и почему из российских рек и озер почти полностью исчезли осетровые рыбы



Вполне вероятно, что новый высокотехнологичный дирижабль заменит военные транспортные самолёты и вертолёты. Хоть они и обладают внушительной грузоподъёмностью, но из-за своих ограничений не могут добраться в труднодоступные районы.

Обратите внимание:

0
2354
Версия для печати