Боевой самолет – это штука исключительно сложная и дорогая. В мире есть не так много стран, которые могут позволить себе полный цикл производства боевой авиации. Так, боевые самолеты стран Европейского Союза – это продукты коллективного творчества нескольких стран. Как правило, Германии, Италии и Великобритании. Качественным исключением здесь выступает лишь Франция, которая и после Второй мировой войны разрабатывает и производит боевую авиацию самостоятельно. Другими словами: ВВС – это страшно дорого. А потому нет ничего удивительного в том, что десятки стран во всем мире вынуждены использовать старые самолеты, появившиеся на свет еще в 1950-1960-годы в разгар холодной войны.
1. Су-17
Хороший самолет. ¦Фото: war-book.ru.
Советский истребитель-бомбардировщик, разработанный еще в первой половине 1960-х годов. Первый полет Су-17 совершил в 1966-м, а в эксплуатацию пошел в 1970 году. Производилась боевая машина вплоть до 1990 годов. В общей сложности было выпущено 2 867 таких истребителей. В свое время Су-17 стал первым боевым серийным самолетом с изменяющейся стреловидностью крыла. «Семнадцатый» и его модификации (Су-20, Су-22) до сих пор стоят на вооружении 7 стран: Иран, Ангола, Вьетнам, Ливия, КНДР, Сирия и Польша. В общей сложности в строю остается не более 100 таких самолетов.
2. Northrop F-5
Используются даже в США. |Фото: blogspot.com.
Американский легкий многоцелевой истребитель, разработанный в 1950-х годах и совершивший первый полет в 1959. В эксплуатацию «пятый» пошел в 1964 году. Самолет неоднократно применялся в бою. Боевое крещение машина прошла еще в годы войны во Вьетнаме. В общей сложности американцы наклепали 2 423 таких самолета. Производили F-5 до 1986 года. По сей день самолеты эксплуатируются несколькими десятками стран, в том числе в качестве учебных. Больше всего этих машин остается на вооружении Тайваня, Ирана, Саудовской Аравии, Чили, Бразилии и самих США. Правда в последних Northrop F-5 уже много лет как выведены в резерв.
3. Dassault Mirage III
Все еще в строю. |Фото: mavink.com.
Многоцелевой французский истребитель, совершивший первый полет в далеком 1956 году и пошедший в эксплуатацию в 1961. Машина произведена в меньшем количестве по сравнению с ее американскими и советскими коллегами – около 870 экземпляров. Любопытно, что выпускали «тройку» недолго, но крайне интенсивно. Серийное производство было свернуто уже в 1969 году. «Миражи» до сих пор используются ВВС нескольких стран, включая саму Пятую Республику (Франция). Помимо нее крупными операторами истребителей остаются ВВС Аргентины, Пакистана и Израиля.
4. McDonnell Douglas F-4 Phantom II
Тот самый фантом. |Фото: wallpaper.mob.org.
Именно про этот самолет в свое время пела российская рок-группа Чиж & Co. Композиция так и называется «Фантом» и посвящена событиям войны во Вьетнаме, а также советским военным специалистам в этом конфликте. Собственно, с американской стороны F-4 Phantom был самым широко применяемым боевым самолетом в годы холодной войны. Совершив первый полет в 1958 году, боевое крещение машина прошла во Вьетнаме. По своим характеристикам «Фантом» больше всего похож на советский Су-17. Главным оператором самолета были и остаются США. С вооружения машина снята с 1986 года, однако пока остается в резерве на случай большой войны. Крупными активными операторами F-4 Phantom II остаются Израиль и Иран.
5. МиГ-21
Серьезная машина. |Фото: foto-ram.ru.
Советский самолет-легенда. Такая же, как и американский «Фантом» 1958 года. Первый самолет МиГ-21 совершил в 1955 году, в эксплуатацию пошел в 1959. Боевое крещение 21-ый прошел во время Карибского кризиса защищая воздушное пространство Кубы. В последствии самолет также широко применялся во Вьетнаме. Всего СССР поставил в страну Юго-восточной Азии около 150 таких машин. Там они стали главным и наиболее серьезным противником американского F-4 Phantom II. За период 1959-1985 год в СССР было произведено 11 496 самолетов МиГ-21. В Китае копия советского 21-го - J-7/F-7 производилась вплоть до 2017 года. Сегодня большинство МиГ-ов выведено из эксплуатации. Последние машины остаются на вооружении многочисленных стран третьего мира. Также как минимум 200 МиГ-21 собственного производства все еще используют ВВС Китая.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Грачи» не прилетели: почему новые Су-25Т так и не смогли заменить в России устаревшие Су-25.