
Электромобили уже давно не редкость на дорогах, но их цена до сих пор вызывает вопросы. Казалось бы, технологии совершенствуются, производство становится массовым, а стоимость таких машин должна снижаться. Тем не менее ценник на электрические модели значительно выше, чем на их аналоги с двигателем внутреннего сгорания. Разница порой настолько велика, что покупка электрокара выглядит не самой логичной с точки зрения затрат. Так в чём же причина?
Почти одинаковые

Бензиновый Mercedes-Benz s500 4matic./ Фото: pinimg.com
Электромобили стоят куда дороже своих бензиновых одноклассников. Правда, если смотреть на них довольно поверхностно, особой разницы между ними нет. Одинаковые размеры, схожий дизайн, практически идентичный уровень оснащения. В салоне — аналогичная эргономика и отделочные материалы, схожие мультимедийные системы и системы безопасности. С точки зрения комфорта они практически не уступают друг другу. У обоих просторный багажник, удобные сиденья, качественный пластик на передней панели. Даже взгляд на оснащение также не даёт ответа, за что приходится переплачивать. Климат-контроль, цифровая приборная панель, круговой обзор и адаптивный круиз-контроль — всё это есть в обоих случаях. Даже мелкие детали вроде подогрева сидений, беспроводной зарядки для смартфонов или премиальной акустики совпадают. Разница в цене не объясняется ни материалами, ни дополнительными функциями.

Электрический Mercedes-Benz EQS 450+./ Фото: km77.com
Управляемость и плавность хода тоже находятся примерно на одинаковом уровне. Оба автомобиля ведут себя на дороге предсказуемо, оба комфортны при повседневной езде, да и в городском потоке или на трассе разница в ощущениях минимальна. Хоть какая-то разница будет ощущаться, если только сесть за руль и тронуться с места, но факт остаётся фактом: несмотря на всю схожесть, один автомобиль значительно дороже другого. Причина же этого лежит глубже, чем кажется на первый взгляд.
Почему так дорого

Архитектура Audi e-tron./ Фото: sravni.ru
Цена на электромобиль формируется не только из-за батареи, как считают многие. В отличие от привычных авто, здесь почти каждая система — это передовые технологии, которые пока обходятся недёшево. Производители вкладывают огромные средства в разработку новых решений, чтобы сделать электрокары не только экономичными, но и удобными в эксплуатации. Кроме того, массовое производство пока не достигло таких масштабов, как у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Это означает, что затраты на разработку, тестирование и внедрение новых технологий приходится распределять на относительно небольшое количество выпущенных машин, что делает каждую из них дороже.
1. Электромоторы

Электродвигатель Porsche Taycan./ Фото: drive2.ru
Само по себе устройство электромотора кажется простым: никаких поршней, клапанов и сложных топливных систем. В теории, электрический двигатель — это компактная и более надёжная альтернатива бензиновому мотору, но на практике его производство обходится дорого. В конструкции используются редкоземельные металлы, такие как неодим и диспрозий, которые обеспечивают высокую мощность при компактных размерах. Добыча этих элементов ограничена, а мировые запасы сосредоточены в небольшом числе стран, что влияет на их стоимость. К тому же электромоторы требуют эффективной системы охлаждения. В отличие от традиционного ДВС, который охлаждается жидкостью, электродвигатели работают при гораздо более высоких нагрузках, а их перегрев может привести к снижению мощности и сокращению ресурса. Поэтому для их стабильной работы необходимы сложные системы терморегуляции, которые увеличивают общую стоимость.
2. Батареи

Батарея Тесла 3./ Фото: abw.by
Самый затратный элемент электромобиля — аккумулятор. Производство литий-ионных батарей требует сложных технологий, а их стоимость формируется из-за дорогих компонентов: лития, никеля, кобальта. Каждый из этих элементов не только дорого стоит, но и требует специфической добычи и переработки. Например, кобальт добывают в основном в Африке, и процесс его очистки сложен и затратен. Кроме того, аккумуляторы подвержены естественному износу. В отличие от двигателя внутреннего сгорания, который можно эксплуатировать десятилетиями при должном уходе, батарея со временем теряет ёмкость, и её замена стоит дорого. Производители пытаются решить эту проблему программными методами, ограничивая максимальный заряд, но физику процесса не изменить. Кроме того, разработка новых, более ёмких и долговечных батарей требует огромных вложений, что также отражается на стоимости электромобилей.
3. Бортовые системы

Мозг электромобиля - платформа Nvidia Drive Thor./ Фото: ixbt.com
Современный электромобиль — это не просто набор батарей и мотор. Вся работа электрической силовой установки контролируется сложными электронными системами, которые следят за распределением энергии, управляют зарядкой, регулируют температуру и обеспечивают безопасную эксплуатацию. Без этих технологий электромобиль не смог бы демонстрировать нужный уровень эффективности и безопасности. Каждый электрокар оснащается мощными электронным комплексом, способными в реальном времени анализировать состояние батареи, перераспределять мощность между колёсами, предотвращать перегрев и выполнять массу других функций. Электроника также отвечает за рекуперативное торможение, позволяя восстанавливать часть энергии во время движения. Все эти системы требуют сложных алгоритмов и дорогостоящих компонентов, что напрямую влияет на цену.
4. Дополнительный функционал

Салон Zeekr 001./ Фото: drive2.ru
Электромобили часто выходят на рынок в премиальном сегменте, предлагая массу инноваций. Производители стараются подчеркнуть технологичность электрокаров, оснащая их современными мультимедиа-системами, передовыми системами помощи водителю и продвинутыми системами комфорта. Например, многие электромобили уже в базовой комплектации имеют огромные сенсорные экраны, которые управляют практически всеми функциями автомобиля. Дополнительно электромобили оснащаются сложными климатическими установками, поскольку традиционный подогрев двигателя здесь отсутствует. В некоторых моделях используются тепловые насосы, позволяющие экономить энергию, но их разработка и внедрение стоят дорого. Автопилот, камеры кругового обзора, системы активной безопасности — всё это добавляет к стоимости машины. Электромобили очень редко предлагаются в «пустых» комплектациях, а это значит, что их стартовая цена уже заведомо выше, чем у бензиновых автомобилей.
Среди доступных электромобилей нет ни одного с более или менее приличными характеристиками, но в большинстве случаев именно они становятся самыми востребованными как раз из-за своей более или менее доступной цены.