Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    



Жизнь И-153 оказалась короткой, но насыщенной. Фактически этот самолёт можно было считать устаревшим уже в момент своего появления. Последний военный биплан Советского Союза появился в тот самый момент, когда самолёты-монопланы крепко взялись за покорение неба. Тягаться с представителями более совершенного семейства «Чайка» в теории уже не могла. Однако, как это часто бывает, на практике все оказалось куда сложнее.


Последний в своем роде. /Фото: topwar.ru.

Последний в своем роде. /Фото: topwar.ru.


Разработка нового истребителя-биплана в КБ Поликарпова началась в 1938 году. За основу новой машины была взята модель И-15 бис, которая в свою очередь стала дальнейшим развитием И-15. И если между первыми двумя самолётами разница не была принципиальной, то И-153 стал продуктом глубокой модернизации. Так, в конструкцию «Чайки», например, внедрили убирающееся шасси, а на замену винтам с фиксированным шагом пришли винты с изменяющимся. Обновили в самолёте и двигатель. Что интересно, установка «Чайки» была на 250 «лошадок» слабее установки И-15 бис. Однако, несмотря на это обстоятельства, новый самолёт все равно вышел более скоростным и манёвренным. Максимальная скорость новинки стремилась к 400 км/ч, что приближало её по характеристикам в самолётам-монопланам середины 1930-х годов.

Почти все потерли в первые годы войны. /Фото: ava.org.ru.

Почти все потерли в первые годы войны. /Фото: ava.org.ru.


Что касается вооружения, то И-153 оснастили четвёркой пулеметов ШКАС. Были также самолёты с парой 20-мм пушек, правда, сделали их всего пять штук. Небольшой партией выпустили «Чайки» с 2 ШКАН и одним пулемётом Березина калибром 12.7 мм. Таких машин выпустили около 150. В добавок к пулемётному вооружению биплан мог нести до 200 кг бомбовой нагрузки. Кроме того, в 1940 году для «Чайки» разработали приспособление, позволявшее вести огонь реактивными снарядами модели РС-82. За годы войны ракетами дооснастили не менее 4 сотен самолётов. Благодаря такому набору огневых средств, «Чайка» могла использоваться не только в качестве истребителя, но также в качестве лёгкого штурмовика.

Самолёт почти сразу устарел. /Фото: author.today.

Самолёт почти сразу устарел. /Фото: author.today.


В 1939 году самолёт пошел в серийное производство. За первый год было произведено не менее 1 тысячи экземпляров. В 1940 московский ГАЗ №1 выпустил уже более 2.3 тысяч «Чаек». Боевое крещение самолёт прошел на Халхин-голе. Затем применялся в советско-финской войне. В обоих конфликтах И-153 использовался в основном в качестве истребителя. Встречи с современными монопланами показывали противоречивые результаты. С одной стороны, возможностей И-153 совершенно очевидно начинало не хватать для борьбы с современными истребителями. С другой стороны, специфика применения на Дальнем Востоке и в Финляндии все еще позволяла собирать машине высокие оценки от советских лётчиков.

Хороший был самолёт. /Фото: vpk.name.

Хороший был самолёт. /Фото: vpk.name.


И все же к 1941 году биплан И-153 в качестве истребителя безнадёжно устарел. Разрыв в скоростях с современными монопланами шел на сотни километров в час. А в сравнении с лучшими образцами своего времени и он вовсе достигал отметки в 200 км/ч. В связи с этим обстоятельством от разработки новой машины такого рода в Союзе решили всё-таки отказаться. В 1941 году «Чайкам» пришлось воевать как полноценным истребителям, что привело к быстрому сокращению числа этих машин. Уже к июлю 1941 года в истребительных частях на советско-германском фронте осталось чуть больше 540 этих самолётов, пятая часть которых находилась в ремонте. В итоге, уже к зиме 1941 года основная масса исправных И-153 осталась во флотских частях. Справедливости ради, последние испытали куда меньшее давление противника.

Служил до 1945 года. /Фото: wikipedia.org.

Служил до 1945 года. /Фото: wikipedia.org.


К моменту начала контрнаступления под Москвой исправные И-153 остались только в частях Ленинградского фронта. К лету 1943 года в частях остаётся всего 36 этих самолётов, а уже в 1944 году «Чайка» полностью исчезает с фронта. Воевать оставшиеся самолёты будут вплоть до победы, однако использовать их станут главным образом в тылу. Исключением станет Балтика, где И-153 будет постоянно использоваться для сопровождения конвоев, а также Кавказ, где показал себя с лучшей стороны. В случае с последним, И-153 использовался главным образом в качестве штурмовика, а не истребителя.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про «Яковлев» похвастался новым боевым самолётом с огромным экспортным потенциалом.


Обратите внимание:







1196
21.03.2025 22:38
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё