Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему у автомобилей одно зеркало заднего вида было больше другого

Mercedes-Benz W123./ Фото: hotcarsimages.com

Mercedes-Benz W123./ Фото: hotcarsimages.com


В старых автомобилях есть одна интересная деталь, которая с первого взгляда не слишком сильно бросается в глаза, а именно боковые зеркала разного размера. С водительской стороны зеркало большое и заметное, с пассажирской же маленькое и иногда почти символическое. Сейчас это кажется странным и даже неаккуратным, но в середине XX века такая асимметрия была нормой и никого не смущала. Самое же интересное, что за этим кошмаром перфекциониста стояли вполне серьёзные технические решения и забота о безопасности. Инженеры при этом учли, как водитель смотрит на дорогу и какие манёвры выполняет.


1. Главное — обзор

Иногда правого зеркала вообще не было./ Фото: americancollectors.com

Иногда правого зеркала вообще не было./ Фото: americancollectors.com


Когда требования к зеркалам только формировались, автомобиль воспринимался совсем иначе, чем сегодня. Он ехал вперёд по своей полосе, обгоны были редкостью, а плотного многополосного трафика просто не существовало. Жизнь водителя была гораздо проще, и большую часть времени его взгляд был смещён влево и назад, то есть в ту сторону, откуда мог появиться другой автомобиль. Именно поэтому левое зеркало использовалось гораздо чаще правого, а потому его стали считать основным способом контроля за окружающей обстановкой, а не второстепенным дополнением к салонному.

Меньшее правое зеркало было стандартом./ Фото: classic.com

Меньшее правое зеркало было стандартом./ Фото: classic.com


Левое зеркало всегда и в любой ситуации должно было давать понятную картину того, что происходит позади автомобиля. Водитель должен был с первого взгляда увидеть, кто и с какой скоростью приближается, насколько далеко находится задняя машина и есть ли место для поворота или обгона. Чем больше был размер зеркала, тем лучше водитель мог ориентироваться на дороге. Зеркало большого размера давало картинку с гораздо меньшими искажениями, а водителю приходилось меньше напрягать зрение. К тому же намного проще было ехать по дорогам с плохой разметкой или вообще без неё, с посредственным освещением и с плохо организованным движением.

В СССР была та же ситуация./ Фото: carsweek.ru

В СССР была та же ситуация./ Фото: carsweek.ru


Правую сторону воспринимали иначе. Производители считали, что там намного меньше угроз, а точная оценка дистанции имеет не такое уж большое значение. Чтобы проконтролировать происходящее с правой стороны, водителю предписывали просто повернуть голову и посмотреть через плечо. В то время этот приём долго считался обязательным и достаточным. Поэтому правое зеркало делали маленьким, а иногда почти условным. У него было единственное предназначение – посмотреть, свободна ли полоса, и есть ли с правой стороны хоть кто-нибудь. Логика была идеальной и вполне отражала текущую ситуацию на дорогах.

2. Технологии и цена вопроса

Даже у дорогих машин правое зеркало было маленьким./ Фото: prestigeandperformancecar.com

Даже у дорогих машин правое зеркало было маленьким./ Фото: prestigeandperformancecar.com


Тем не менее, в середине прошлого века автомобильное зеркало выглядело простой деталью только на первый взгляд. На самом же деле заводы постоянно старались улучшить обзор для водителя. Для большого стекла требовалась идеально ровная поверхность, иначе отражение искажалось уже на средних скоростях. Любая волна или перекос сразу бросались в глаза и мешали точно оценивать дистанцию. К тому же чем больших размеров делали зеркало, тем сложнее становилось соблюсти геометрию на всей его площади и тем выше оказывался процент брака.

Правое зеркало почти не использовалось./ Фото: shiresoft.com

Правое зеркало почти не использовалось./ Фото: shiresoft.com


Одной из самых больших проблем была форма стекла. Плоское зеркало давало понятную картинку, но сильно ограничивало обзор, а изогнутое расширяло поле зрения ценой искажений. На небольшом зеркале с этим ещё можно было мириться, но на большом такие искажения сильно мешали. К тому же имевшиеся крепления плохо справлялись с вибрациями, а потому зеркало солидного размера сильнее раскачивалось на неровной дороге, изображение дрожало, а регулировка быстро сбивалась. Чтобы этого избежать, приходилось усиливать кронштейны и делать корпуса массивнее, а это солидно увеличивало стоимость. Для производства массовых моделей производители нашли очень простой выход: зеркало с большой площадью устанавливали с водительской стороны, а правое очень часто делали меньше и упрощали до минимума. Некоторые вообще превратили правое зеркало в часть дополнительного оснащения. С такой точки зрения упростить его было вполне логичным: машина получалась дешевле, зеркало реже цепляли в тесных дворах, а владелец не переплачивал за то, чем пользовался только от случая к случаю.

3. Новые правила

В современном трафике без правого зеркала не обойтись./ Фото: motorauthority.com

В современном трафике без правого зеркала не обойтись./ Фото: motorauthority.com


Проблемы появились, когда и сами дороги, и ситуация на них начали радикально меняться. Города росли, движение становилось более плотным, на дорогах появились сложные развязки, а между городами – многополосные магистрали. Машины теперь ехали вплотную друг к другу, и им часто приходилось перестраиваться. Фактически правое зеркало стало совершенно бесполезным. Оно показывало лишь узкий участок пространства и оставляло слишком большую слепую зону, где легко терялся соседний автомобиль.

Зеркала теперь симметричны./ Фото: joom.ru

Зеркала теперь симметричны./ Фото: joom.ru


При этом водитель больше не мог просто посмотреть через плечо из-за слишком большого риска. Поток машин был слишком плотным, и если водитель отвлекался от дороги, он вполне мог попасть в аварию, особенно при намного возросших скоростях. Кроме того, на современных дорогах приходилось постоянно следить за разметкой, многочисленными знаками и соседними полосами. По старым принципам ездить уже было невозможно, и постепенно правое зеркало перестало быть ненужным дополнением. Инструкторы в автошколах изменили подход к обучению и стали требовать постоянного использования обоих зеркал. Даже регуляторы пересмотрели своё отношение к автомобильным зеркалам, изменив требования к их установке и углам обзора. В итоге правые зеркала в их минималистичном исполнении совершенно устарели.

4. Современная симметрия

Современное зеркало./ Фото: joom.ru

Современное зеркало./ Фото: joom.ru


Интересно, что процесс замены правых зеркал на равноценные симметричные завершили не дизайнеры, а современные технологии. Благодаря появлению асферического стекла инженерам удалось совместить компактные размеры и широкий обзор. В центральной части такое зеркало давало спокойное и привычное изображение без заметных искажений, а ближе к краям оно расширяло поле зрения и перекрывало слепые зоны. Результат оказался впечатляющим: даже относительно небольшое современное зеркало смогло показать гораздо лучшую картинку, чем более крупное десятилетней давности.

Ассиметричные зеркала ушли в прошлое./ Фото: 3dnews.ru

Ассиметричные зеркала ушли в прошлое./ Фото: 3dnews.ru


К тому же современные автомобили проектировались сразу для нескольких рынков, и создание симметричных зеркал намного упростило эту работу. Одинаковые корпуса, стекло и крепления сделали жизнь проще не только для производителей, но и для обычных водителей. К тому же технологии стремительно развивались, автомобильные зеркала тоже совершенствовались, и очень быстро они перестали быть просто стеклом на кронштейне. Подогрев, автоматическое затемнение, индикаторы и вспомогательные датчики добавили новый функционал. Симметричные зеркала превратились в стандартное, многофункциональное и очень полезное оснащение. Производители теперь не делят их на главные и второстепенные, оба зеркала приносят одинаковую пользу и нужны для безопасного вождения.

Ещё интересное с нашего канала:

Для чего на подводных лодках применяется свет красного цвета



В конструкции старых автомобилей есть много интересных и необычных моментов, которые остаются загадкой для большей части современных водителей. Впрочем, с новыми машинами тоже далеко не всё ясно. К примеру, современные автомобили с открытым верхом съёмной мягкой крышей почему-то неплохо защищают от холода.

Обратите внимание:

0
1136
Версия для печати