Великая Отечественная война, как и любая другая, была своеобразным двигателем прогресса в плане создания более продвинутого и технологичного оружия. А нередко необходимость проектирования конкретного концепта продиктована нуждой в вооружении, например, связанной с дефицитом определённого типа орудия. Именно так и появился уникальный проект по созданию «огненного ежа» - автоматной платформы из десятков легендарных ППШ. Вот только ни повоевать, ни даже пойти в серию столь нетривиальный концепт не сумел.
Оказывается, ППШ чуть не поставили на авиацию. /Фото: pulse.mail.ru
История этого довольно нетривиального концепта началась буквально с первых месяцев Великой Отечественной войны - уже в 1941 году стала очевидна ситуация, когда советские самолеты были оснащены недостаточно мощными и скорострельными пулеметами. Поэтому инженеры, а также сами красноармейцы стали искать выход из сложившегося положения, подбирая и рассматривая самые различные варианты. Одними из тех, кто работал над решением этой проблемы, были конструкторы знаменитого туполевского КБ, и именно ими была придумана интересная автоматная платформа, которая должна была усовершенствовать огневую мощь советской авиации во время Великой Отечественной войны.
Повысить огневую мощь авиации планировали за счёт знаменитого ППШ. /Фото: mir24.tv
Суть их задумки заключалась в том, что штурмовые самолёты предполагалось оборудовать сцепкой из ППШ – легендарных пистолетов-пулеметов Шпагина. По плану разработчиков конструкция должна была состоять из 40-80 скреплённых между собой единиц данного оружия, однако имела ба единый спусковой крючок. Концепт получил интересное название - «огненный ёж». Выбор оружия для такой автоматной платформы, на первый взгляд, был совершенно очевиден, ведь ППШ пользовались огромной популярностью на фронте - ими обширно пользовались не только советские солдаты, но и американцы, которые покупали его у СССР, а немцы могли заполучить его в качестве трофея.
88 пулемётов для одного самолёта. /Фото: sfw.so
В результате проектных разработок советские инженеры создали опытный образец конструкции «огненный ёж», который состоял из 88 единиц ППШ. Такая боевая батарея предполагалась для использования на борту советского штурмовика модели Ту-2С. Целью работы данной системы пистолетов-пулеметов было поражение вражеской пехоты. Закрепляться эта конструкция должна была в бомбовом отсеке, по восемь пулемётов в каждом из одиннадцати рядов. При этом, по информации редакции Novate.ru, каждый магазин вмещал 71 патрон. Таким образом, только за один выстрел по противнику предполагалось одновременно выпустить 6248 пуль.
Ту-2, на котором должны были устанавливать огненных ежей. /Фото: livejournal.com
Достоинством «огненного ежа» также можно считать тот факт, что для стрельбы из этой автоматной платформы не требовался отдельный член экипажа - эту задачу выполнял сам пилот, открывая бомбовый отсек и через спецприцел ведя огонь прямиком из кабины самолета - достаточно было всего лишь потянуть за шнурок. Однако на этом плюсы концепта фактически заканчивались, а вот проблем было куда больше. Так, ППШ не был достаточно мощным, чтобы его приспособить для стрельбы из самолёта, и пилоту приходилось спускаться очень низко. Кроме того, выпустить за один полёт можно было только один залп, ведь перезаряжался «огненный ёж» на земле, а тратили на это целый час. Дополнительную негативную роль играл и другой конструктивный недостаток ППШ - его регулярно заклинивало.
Интересный факт: считается, что именно недостаток ППШ в виде частого заклинивания побудил Михаила Калашникова создать свой легендарный автомат.
Процесс перезарядки автоматной платформы. /Фото: voenhronika.ru
Все эти проблемы удалось обнаружить во время испытаний, которые прошли только спустя год после великой Победы. Именно поэтому в войне поучаствовать концепт физически не смог бы - его попросту не успели закончить. По сути, единственным достоинством, которое было отмечено во время тестов разработчиками, это плотность огня и огромное количество стволов в истории самолетного вооружения. Однако абсолютная непрактичность «огненного ежа», слишком большой вес установки, который негативно влиял на маневренность самолёта, а также крайняя дороговизна эксплуатации и поставила точку в истории этого необычного концепта - его не приняли на вооружение Красной Армии и о массовом производстве пришлось забыть.
Интересное видео с нашего канала:
Хочешь узнать больше о том, что ещё не так было с легендарным оружием времён Великой Отечественной войны? Тогда читай: 4 серьезных недостатка советского ППШ, за которые его ругали фронтовики