Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Подавляющее большинство советских и современных российских подводных лодок (ПЛ) имеет двухкорпусную конструкцию. При этом большинство субмарин американского флота имеет однокорпусную конструкцию. Возникает вопрос: какое из двух технических решений лучше, и чьи конструкторы при выборе типа корпуса для подлодки больше правы: наши или американцы? Попробуем разобраться.


Каждый корпус по своему хорош. ¦Фото: Twitter.

Каждый корпус по своему хорош. ¦Фото: Twitter.


Существует 4 типа конструкции корпуса подводных лодок. Вне зависимости от конкретного типа в любой субмарине есть элементы, относящиеся к легкому корпусу (ЛК) и прочному корпусу (ПК). Первый (ЛК) используется для достижения оптимального отекания во время движения, а также для установки оборудования подводной лодки, которое не нуждается в изоляции от забортного давления: антенны, топливные и балластные цистерны, тяги рулевого устройства. Второй тип корпуса (ПК) содержит в себе все главные системы, устройства и отсеки субмарины, которым необходима защита от забортного давления. В нем же (кэп!) несет службу экипаж. Разница между типами конструкции корпуса по большей части заключается в том, в какой степени присутствует легкий корпус.

Разница в корпусах 3 основных типов. ¦Фото: Википедия.орг.

Разница в корпусах 3 основных типов. ¦Фото: Википедия.орг.


Тип 1: однокорпусные подлодки. В однокорпусной конструкции цистерны с топливом и балластом устанавливаются внутри ПК из-за отсутствия места под ЛК. Легкий корпус в однокорпусном типе конструкции встречается только на палубе субмарины в виде ограждения рубки и надстройки. К достоинствам однокорпусной конструкции относят экономичность, меньшие размеры и массу субмарины, отсутствие необходимости в мощных двигателях, лучшею маневренность.

Недостатки такой конструкции заключаются в малом запасе плавучести, уязвимости корпуса, еще большей стесненности внутреннего пространства. Все первые субмарины в истории военно-морского флота были однокорпусными. В США до сих пор предпочитают строить ПЛ с таким типом корпуса, так как они в целом проще и дешевле в дополнение к заявленным выше особенностям.

В США большинство ПЛ однокорпусники. |Фото: infosmi.net.

В США большинство ПЛ однокорпусники. |Фото: infosmi.net.


Тип 2: двухкорпусные подлодки. В двухкорпусной конструкции цистерны с топливом и балластом находятся между ЛК и ПК. При этом легкий корпус полностью закрывает собой прочный корпус, который в результате находится как кощеево яйцо в ларце. К достоинствам двухкорпусной схемы принято относить увеличенный запас плавучести, увеличенную живучесть субмарины, экономию пространства внутри ПК как для экипажа, так и для установки дополнительного оборудования или формирования дополнительных запасов. Однако, есть и недостатки: меньшая маневренность, замедленное погружение и всплытие, большие габариты и масса субмарины. Еще один недостаток – усложнение балластных систем. Большинство советских и российских ПЛ используют такую тип корпуса, так как в свое время ставка советскими конструкторами была сделана на выживаемость субмарины даже при затоплении нескольких отсеков (странно, бабы ведь новых нарожают, разве нет?).

В России большинство субмарин двухкорпусники. |Фото: rg.ru.

В России большинство субмарин двухкорпусники. |Фото: rg.ru.


Тип 3: полуторакорпусные подлодки. В полуторакорпусной конструкции цистерны также находятся между ЛК и ПК, однако в отличие от двухкорпусной подлодки здесь отсутствует 100% покрытие легким корпусом – прочного корпуса. Как правило, днище полуторакорпусных ПЛ не имеет прикрытия из легкого корпуса. По сути такие субмарины являются компромиссным решением, что есть их главным недостатком, так как у них отсутствуют и ярко выраженные достоинства при сохранении основных недостатков обоих типов корпусов. Строили «полуторакорпусники» главным образом в годы Второй мировой войны и в первые несколько лет после ее окончания.

В годы Второй мировой войны многие субмарины были полуторакорпусниками. |Фото: chemistry-chemists.com.

В годы Второй мировой войны многие субмарины были полуторакорпусниками. |Фото: chemistry-chemists.com.


Тип 4: Многокорпусные подлодки. Редкая и нетипичная для военных субмарины конструкция корпуса. Такие подлодки имеются несколько соединяющихся и чередующихся участков из легких и прочных корпусов. Широкого распространения они не получили. Данную схему использовали нидерландские ПЛ «Долфейн». Также некоторые специалисты относят к данному типу корпуса советскую 941 «Акула». Справедливости ради, стоит отметить, что другие специалисты относят «Акулу» все-таки к «двухкорпуснику».

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, что представляет собой советская субмарина «С-13»: какой рекорд этой подлодки не побит до сих пор.


Обратите внимание:








2785
20.10.2022 17:06
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё