
Казалось бы, эра одномоторных боевых самолётов давно прошла, и они больше не вернутся из-за своей медлительности и низких лётно-технических характеристик. Тем не менее ряды боевой авиации Соединённых Штатов, а может быть, и других стран, в скором времени пополнятся весьма странным штурмовиком. Он имеет маленький размер, один несущий винт и бронирование уровня Второй мировой войны, да и сам он выглядит не очень.
Родоначальник A-1 Skyraider

A-1 Skyraider./ Фото: dzen.ru
В 1940-х годах, когда реактивные самолёты стремительно завоёвывали небо, компания Douglas представила A-1 Skyraider — поршневой штурмовик, который, несмотря на свою кажущуюся архаичность, доказал свою эффективность. Изначально разработанный как палубный торпедоносец, Skyraider оказался медлительным, развивая максимальную скорость около 520 км/ч, но его сильные стороны заключались в другом. Благодаря бронезащите и способности нести до 3 600 кг вооружения на внешних подвесках он позволял выполнять длительные боевые вылеты на расстояние до 2 400 км. Его арсенал дополняли четыре 20-мм пушки, что делало его серьёзным противником на поле боя. Skyraider был спроектирован как свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и шасси с хвостовым колесом, полностью адаптированный для эксплуатации на авианосцах. Его силовая установка включала надёжный и простой в обслуживании звездообразный двигатель Wright R-3350.

A-1 Skyraider./ Фото: pinimg.com
Несмотря на появление более современных реактивных самолётов, Skyraider продолжал оставаться на вооружении благодаря своей универсальности и принимал участие в Корейской и Вьетнамской войнах. Его оснащали разнообразным вооружением и широко использовали для поддержки войск во время наземных операций, и за время своей эксплуатации боевой самолёт заработал неплохую славу.
Причины и предки

OA-1K Skyraider II./ Фото: l3harris.com
Чисто технически, современный Skyraider к своему историческому предку не имеет никакого отношения, а связывает их только название. На самом деле, OA-1K разрабатывался как дешёвая альтернатива более дорогим боевым самолётам. В современных конфликтах возможности дорогостоящих реактивных самолётов нередко оказываются избыточными, когда речь идёт о борьбе с вооружёнными формированиями, разведке или охране границ. Армиям нужны машины, способные выполнять удары с воздуха по малозащищённым целям, патрулировать большие территории и работать в сложных условиях без серьёзной зависимости от наземной инфраструктуры. Разработчики сделали ставку на простой, надёжный одномоторный штурмовик, который мог бы выполнять эти задачи за меньшие деньги. Процесс создания шёл по уже проверенному пути: вместо того чтобы разрабатывать новый самолёт с нуля, конструкторы взяли за основу существующую машину и доработали её под военные нужды.

Сельскохозяйственный самолёт AT-802./ Фото: yandex.net
В качестве платформы выбрали AT-802 — одномоторный турбовинтовой самолёт, который широко применяется в сельском хозяйстве и пожаротушении. Его ценят за надёжность, возможность работать с неподготовленных аэродромов и внушительную грузоподъёмность. В оригинальной версии AT-802 может нести до четырёх тонн полезной нагрузки и работать на низких скоростях, что идеально подходит для штурмовика, которому нужно точно поражать цели. Именно эти качества сделали его идеальной основой для нового боевого самолёта, сочетающего в себе простоту эксплуатации и внушительные боевые возможности.
Одномоторный штурмовик

OA-1K Skyraider II, бывший AT-802U./ Фото: forbes.com
OA-1K Skyraider II сохранил внешние черты своего гражданского предшественника, но получил ряд военных модификаций. Его конструкция включает усиленный фюзеляж, защищённую бронелистами кабину и усиленные крылья, способные выдерживать повышенные нагрузки. Самолёт оснастили дополнительными точками подвески, позволяющими нести расширенный набор вооружения. При этом турбовинтовой двигатель PT6A-67F обеспечивает не только стабильную тягу на малых высотах, но и возможность работы в условиях высокой температуры и разрежённого воздуха, что особенно важно при развёртывании в удалённых регионах. Усиленное шасси позволяет ему эксплуатироваться на грунтовых аэродромах, а современные авионика и оптико-электронные системы обеспечивают нанесение точных ударов в любых погодных условиях. Бронекапсула пилота дополнительно защищена керамическими плитами, а топливные баки имеют самозатягивающееся покрытие, снижающее риск возгорания при попадании снарядов.

Прототип Air Tractor 802u./ Фото: airliners.net
Вооружение OA-1K может включать широкий спектр боеприпасов: управляемые и неуправляемые ракеты, кассетные боеприпасы, корректируемые авиабомбы и подвесные контейнеры с 30-мм пушками. Возможность установки целевого оборудования позволяет ему эффективно выполнять как удары по наземным объектам, так и разведывательные миссии. Благодаря низкой скорости и высокой манёвренности, самолёт может длительное время находиться в зоне боевых действий, чем он особенно ценен для авиационной поддержки войск. Он также способен нести разведывательные контейнеры с инфракрасными и радиолокационными системами, что расширяет его возможности в поисковых операциях и наведении на цель.

Подвесное вооружение./ Фото: wordpress.com
Главным преимуществом Skyraider II стала его экономичность. В отличие от реактивных самолётов, он не требует сложного технического обслуживания и может базироваться на грунтовых аэродромах. Это даёт возможность быстро развёртывать его в удалённых районах, где обычные ВВС испытывают трудности с логистикой. Дополнительный плюс самолёта — интеграция с современными разведывательными системами, поэтому он может оказаться очень полезным в патрульных миссиях. Впрочем, не менее ценным качеством оказалась его относительно низкая стоимость эксплуатации, а это значит, что его можно использовать в большем количестве вылетов, чем более дорогие аналоги. Всё это делает OA-1K интересным решением для стран, которым нужен штурмовик без серьёзных затрат.

Кабина пилота OA-1K Skyraider II./ Фото: airliners.net
Несмотря на все достоинства, у OA-1K есть и слабые стороны. Его одномоторная схема делает его более уязвимым в сравнении с классическими двухмоторными штурмовиками, а слишком низкая скорость ограничивает его применение в условиях серьёзного противодействия со стороны ПВО. Кроме того, даже с усиленной бронезащитой он остаётся относительно лёгкой целью для современных зенитных комплексов и переносных ракетных систем. Эти недостатки делают невозможным его применение в высокоинтенсивных конфликтах, где выживаемость самолёта играет ключевую роль.
Текущее положение дел

OA-1K Skyraider II./ Фото: avweb.com
Новым штурмовиком заинтересовались ВВС Соединённых Штатов, рассматривающих его как бюджетную альтернативу более дорогостоящим ударным самолётам, поскольку его можно использовать для поддержки небольших наземных операций, для борьбы с вооружёнными формированиями и охраны границ. Они уже приобрели несколько учебных версий самолёта и начали подготовку пилотов, но закупку OA-1K Skyraider II пока что приостановили; по этой причине будущее штурмовика пока что остаётся неясным.
Сейчас на вооружении ВВС Соединённых Штатов стоят штурмовые самолёты А-10 Thunderbolt, но их давно пытаются списать, чтобы уменьшить расходы на содержание.