Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Почему советский Т-70 – это отличный танк, а немецкий «Королевский тигр» - го…? Не очень хороший танк. Казалось бы, как вообще можно сравнивать подобные машины? Советские Т-60 и Т-70 – это легкие танки, предназначенные в первую очередь для разведки, боя с пехотой и преследования отступающего противника. В свою очередь немецкий Тигр II – это грозная машина защиты и наступления, способная бороться как с танками противника, так и выдерживать огонь разнообразных противотанковых средств. В чем же тогда советские машины лучше?


Т-60 на марше. |Фото: foto-ram.ru.

Т-60 на марше. |Фото: foto-ram.ru.


В некотором смысле и Т-60/Т-70, и Тигр II – это «эрзац». Наверняка многим неприятно слышать подобную характеристику особенно в отношении сложнейшего «Тигра» заключительного этапа войны, но ведь, по сути, это действительно так… И советские Т-60/Т-70 и немецкий «Королевский тигр» разрабатывались и вводились в производство в разное время войны не от хорошей жизни. Вся эта «троица» выпускалась для того, чтобы справиться с дефицитом «нормальных танков». При этом справлялись с этим самым «дефицитом» танков в Советском Союзе и Третьем Рейхе по-разному. Можно даже сказать, что разработка Т-60/Т-70 и «Королевского тигра» отражает две разных философии в таковом деле. И каждая из них имеет право на существование при определенных условиях, однако конкретно в условиях Второй мировой войны – советский подход оказался правильнее.

Т-70 подвозит пехоту. |Фото: mixyfotos.ru.

Т-70 подвозит пехоту. |Фото: mixyfotos.ru.


Подробности создания танка Т-60 до сих пор вызывают много споров среди историков. Тем не менее совершенно точно известно то, что разрабатывалась эта машина в срочном порядке уже после начала войны. Проектировался Т-60 как временная замена «полноценным танкам» Т-34 и КВ-1 в условиях тяжелого отступления и срочной эвакуации советской промышленности за Урал. В первые месяцы войны Советский Союз терял бронетехнику в огромном количество, причем значительная часть потерь танков была небоевой. Нередко машины просто приходилось бросать (по возможности уничтожая) из-за технических поломок на марше. В условиях эвакуации производства нормальных танков остро не хватало, поэтому было решено «подпереть» армию хоть чем-то. Конечно, Т-60 не мог тягаться со средними танками вермахта. Однако, 35-мм броня и 20-мм пушка ТНШ на базе авиационной ШВАК – это уже намного лучше, чем ничего. Выпускали Т-60 вплоть до 1943 года. Всего было создано 5 417 таких машин.

Советские Су-76. |Фото: livejournal.com.

Советские Су-76. |Фото: livejournal.com.


Легкий танк Т-70 разрабатывался осенью 1941 года и в известной степени был самостоятельным проектом. Во многом машина проектировалась как более мощная замена Т-60. Однако, «идеология» в эту боевую машину вкладывалась точно такая же, как и в 60-ку – «подпорка» для Красной армии до тех самых пор, пока в товарном количестве на фронт не повалят средние и тяжелые танки. При этом Т-70 действительно оказался заметно лучше своего предшественника, в частности имела увеличенное примерно на 10 мм бронирование и другую пушку – 45-мм 20-К. Выпускали его до все того же 1943 года. Всего в СССР был сделан 8 231 такой танк. При этом наиважнейшим достоинством Т-60 и Т-70 было то, что оба танка были спроектированы с применением широкодоступных для советской промышленности и Красной армии автомобильных узлов. Некоторые эксперты даже утверждают, что по ремонтопригодности и надежности Т-60 и Т-70 превосходили танк Т-34 именно благодаря использованию автомобильных деталей. Также стоит напомнить, что на базе Т-70 был создал «Сухарь» - самоходка Су-76, выпускавшаяся аж до 1945 года и произведенная в количестве 14 292 единиц.

Королевские тигры перед отправкой на фронт. ¦Фото: mavink.com.

Королевские тигры перед отправкой на фронт. ¦Фото: mavink.com.


Совершенно иная противоположная философия закладывалась немцами в «Королевский тигр». Если Т-60 и Т-70 – это попытка максимально насытить армию хоть какой-то бронетехникой, то «Королевский тигр» — это подход из рубрики: «один лев лучше стада баранов!». Вот только в жизни все получается не так стройно, как в пафосных афоризмах. Особенно, если ваш «лев» хромает на все четыре лапы, немножко слеповат и глух на одно ухо. В немецком подходе была своя логика. Один супермощный и (в теории) надежный танк сокращает количество экипажей, которые предстоит подготовить, сокращает расход ГСМ и запчастей в долгосрочной перспективе, позволяет добиваться лучших результатов на поле боя. Но есть и минусы. Танковые экипажи «асов» все равно рано или поздно гибнут, после чего их становится сложно заменить новичками без потери эффективности. Такая техника сложна и дорога не только в производстве, но и в эксплуатации здесь и сейчас. Тяжелые танки крайне требовательны к переправам и железнодорожным платформам, что используются для транспортировки. И это, еще не говоря о том, что конкретно «Королевский тигр» имел множество персональных проблем и «врожденных болячек» продиктованных как спецификой машины, так и сторонними обстоятельствами вроде бомбардировок немецких заводов Союзниками и нехватки определенных групп промышленных материалов. В сухом остатке без преувеличения будет сказано, что советские Т-60 и Т-70 Красную армию спасли, а вот немецкий Тигр II сыграли с вермахтом злую шутку. «Королевских тигров» немцы сделали всего 492 штуки…

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы Великой Отечественной войны читайте про «Клин Шавгулидзе»: за что немцы ненавидели изобретение простого советского грузина.


Обратите внимание:







7345
19.10.2023 18:51
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё