Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

«Чёрный орёл»: почему Россия лишилась одного из самых перспективных танков в свой истории



В 1990-е годы экономика бывших советских республик получила тяжелейший удар. Переход от социалистической к капиталистической форме хозяйствования нередко сопровождался разрушительными тенденциями. При этом один из самых тяжелых ударов пришёлся по военно-промышленному комплексу, который традиционно является одной из наиболее технологически требовательных областей хозяйства. И всё же, даже в это непростое для постсоветского пространство время, многие оборонные предприятий продолжали работать.


Машину создали на базе Т-80.

Машину создали на базе Т-80.


Исключением не стал и Омский завод транспортного машиностроения, специалисты которого занимались в том числе военным разработками. В 1997 году инженеры КБТМ представили новую разработку: танк с удлинённым корпусом на базе модифицированного шасси Т-80У. На момент появления машина была полна любопытных нововведений. Например, заметно удлинение конструкции экспериментального танка позволило избавиться от ослабленной зоны в области установки обзорных перископов мехвода боевой машины. Другой интересной инновацией стало разделение танкового корпуса защитными вертикальными бронелистами на три герметичных отсека. Машина получила инновационную топливную систему с расположением баков в боковых отсеках. Кроме того, новинка стала первым отечественным танком с расположением мест экипажа ниже уровня башни.

Машину и не думали принимать на вооружение.

Машину и не думали принимать на вооружение.


Были в конструкции экспериментального Т-80 и другие улучшения, в том числе число эргономичного характера. Например, новый танк КБТМ оснастили удобными регулируемыми сидениями с двумя переключаемыми режимами «боевым» и «походным». Главной изюминкой разработки, конечно же, стала башня новой конструкции. От всех предыдущих отечественных вариантов она отличалась в первую очередь радикально возросшим бронированием. Последнее предсказуемо сказалось не только на защищённости экипажа, но и на массе танка. Так, в серийными Т-80, масса башни экспериментального танка выросла почти на 25%. Помимо уже перечисленного отдельного упоминания заслуживают такие нововведения как появление вышибных панелей, внутреннего бронирования отсеков, использование нового конвейерного автомата заряжания с боеукладкой в тыльной части башни. Всё это в некоторой степени роднило обновленный Т-80 с американским «Абрамсом».

Много интересных разработок.

Много интересных разработок.


Что касается вооружения, то здесь новинка КБТМ мало чем отличалась от серийных танков: пушка 125 мм, да пара пулемётов калибров 7.62 и 12.7. Двигатель, как не сложно догадаться из написанного в начале, тот же, что и у серийного Т-80 – газотурбинный агрегат с отдачей 1250-1500 «лошадок». Относительно оригинального Т-80, боевая масса экспериментальной машины незначительно возросла, подскочив с 46 до почти 49 тонн. После 1997 года в газетах сие чудо техники получило пафосное прозвище «Чёрный орел» и лишь в 2011 году стало известно, что на самом КБТМ проект танка носил обозначение «Объект 640». В серию машина конечно же не пошла, по сути, так и оставшись в «картоне». В процессе разработки в металле было собрано всего 2 образца, судьба которых на сегодняшний день не известна (скорее всего стоят где-нибудь на КБТМ).

Отличная могла быть машина.

Отличная могла быть машина.


За прошедшие десятилетия в СМИ неоднократно выходили статьи с «сенсационными» заголовками о том, что Россия или вот-вот получит новый танк в лице «Чёрного орла», или уже лишилась якобы перспективной машины из-за нехватки денег, разгильдяйства, происков врагов (нужное подчеркнуть). Однако, на деле ситуация с «Объектом 640» носит куда более прагматичный характер. Если говорить о несостоявшихся перспективах проект кратко, то нельзя лишиться того, чего не имел. Иначе говоря, «Чёрный орёл» никогда и не планировался на КБТМ как новый танк для российской армии. С самого начала весь этот проект был не более чем очередной «отработкой технических решений». К слову, наряду с действительно успешными инновациями, в 640-м присутствует и немало откровенно спорных задумок. С самого начала танк был не более, чем «лабораторией на гусеницах».

Работа даром не пропала.

Работа даром не пропала.


А вот интересное видео с нашего канала - можно ли стоять под зеленую «стрелку» на светофоре, если нужно ехать прямо:



В продолжение темы читайте о том, что из себя представляет очередная новинка от «Калашникова» – пистолет-пулемёт ППК‑20.

Обратите внимание:

0
2289
Версия для печати