Согласно заявлениям Соединённых Штатов, американский истребитель Lockheed Martin F-22 Raptor – едва ли не лучший в мире боевой самолёт, обладающий большим потенциалом. Правда, Штаты уже не раз попадались на откровенном восхвалении собственных вооружений, а историю с «Рапторами» можно назвать уникальной. Руководство ВВС США вообще собирается избавиться от них и использовать только в учебных целях.
Обуза
Lockheed Martin F-22 Raptor./ Фото: gunsfriend.ru
Первая партия истребителей F-22 Raptor была принята в эксплуатацию в 2005 году, а всего было выпущено 195 самолётов. Правда, уже в процессе производства их количество хотели нарастить почти до 400 экземпляров, но всё-таки остановились на изначально запланированном объёме. И на то были серьёзные причины. Первая из них – огромная стоимость самолёта, которая составила 334 миллиона долларов. Вторая же – чрезвычайно дорогая эксплуатация. Правда, последнюю выявили, можно сказать, случайно, благодаря усилиям некоторых журналистов. Поначалу правительство не спешило раскрывать эту информацию и утверждало, что сумма не превышает аналогичную у других истребителей. К примеру, стоимость одного вылета у F-15 составляла немногим больше 17 тысяч долларов. Вот только для «Раптора» сумма оказалась куда большей – 44 тысячи, и даже обслуживание занимало в два раза больше времени.
Фюзеляж и крылья сделаны максимально плоскими./ Фото: molva33.ru
Впрочем, с ценой правительство как-нибудь смирилось бы, далеко не в первый раз Штаты тратили баснословные средства на свои военные игрушки. Яркий тому пример – стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird, немалая часть информации о котором до сих пор является засекреченной. Возможно, самолёты F-22 до сих пор бы никто не трогал, но они успели заслужить публичную отрицательную карму и превратились в символ всего бесполезного, что только стояло на вооружении у Соединённых Штатов. К тому же оказались совершенно не в восторге от больших трат на их эксплуатацию, тем более что использовать «Рапторы» по назначению оказалось очень сложно по целому ряду причин.
1. Его видят все
Малозаметность «Раптора» довольно спорная./ Фото: samoform.ru
Предполагалось, что F-22 Raptor смогут намного повысить свою боевую эффективность за счёт технологии так называемой «невидимости». За счёт формы фюзеляжа и крыльев, а также специального композитного покрытия, частично поглощающего радиоволны, отражённый от самолёта сигнал был уменьшен до слабого «эха». Теорию «невидимого» истребителя американские военные превратили в настоящую сенсацию, но спорить с физикой оказалось очень сложно. «Раптор» прекрасно был виден на радарах и наземных систем, и самолётов противника, независимо от страны и производителя. Как бы то ни было, технологии малозаметности уже не воспринимаются решением всех проблем, особенно в свете современных радиолокационных систем, способных определить почти всё, везде и на больших расстояниях.
2. Никакой сверхманёвренности
Высокая маневренность ограничена сверхзвуком./ Фото: tinhte.vn
Как истребитель пятого поколения, «Раптор» должен был обладать возможностью вести бой и на дозвуковых, и на сверхзвуковых скоростях. Его снабдили новыми двигателями, разработанными как раз по такому случаю, и «научили» маневрировать на сверхзвуке. Действительно, возможности истребителя стали намного больше, теперь он мог вести бой на высоких скоростях и совершать манёвры, просто немыслимые для самолётов предыдущих поколений. Правда, был один интересный нюанс. F-22 позиционировался как «невидимый», поэтому к его конструкции уже предъявлялись серьёзные требования. Одно из них – максимально плоская форма, где не должно быть никаких выступающих элементов, от которых может быть отражён луч радара. И второе – сравнительно низкая температура реактивного выхлопа, чтобы самолёт нельзя было обнаружить при помощи инфракрасных датчиков. И первое, и второе совершенно несовместимы с увеличением манёвренности на дозвуковых скоростях. Конструкторы так и не смогли придумать, каким образом можно улучшить аэродинамику и управляемость без модернизации крыльев, фюзеляжа и двигателей, что сразу же ставило крест на всей концепции малозаметности. В итоге на дозвуковых скоростях самолёт оказался недостаточно шустрым.
3. Плох в качестве охотника
Ракета «воздух-воздух» AIM-120D./ Фото: twz.com
Когда американские военные описывали возможности «Раптора», одним из ключевых моментов они делали истребление авиации противника, то есть России, быстро и в больших количествах. Получалось так, что один F-22 мог с большой дистанции сбивать русские истребители, которые до момента поражения должны были вообще оставаться в блаженном неведении о нависшей над ними угрозе. Главным в этом деле был тандем чудо-радаров и чудо-ракет. Первый был способен обнаружить самолёты противника задолго до того, как сами «Рапторы» оказались бы в зоне видимости, а вторые – поразить цель на расстоянии до 180 километров. Насчёт радара сказать сложно, хотя предоставленная об их возможностях информация кажется совершенно фантастической, но вот приведённая дальность 180 километров просто абсурдна. Учитывая множество факторов, таких как высота или направление движения самолёта противника, её смело можно сокращать в 3–6 раз. Учитывая же, что ракете придётся догонять быструю и высокоманевренную цель, расстояние уменьшается ещё больше.
Lockheed Martin F-22 Raptor./ Фото: gunsfriend.ru
Фактически F-22 Raptor является неплохим, более или менее современным самолётом, но вот конкурентов у него слишком уж много, да и снаряжением каким-то сверхэффективным он не блещет. Конечно, он может нести на себе умные высокоточные бомбы с радиусом поражения до 110 километров, но он не способен подавить системы ПВО С-300/С-400, у них радиус эффективной работы больше. Истребитель со 100-процентной вероятностью заметят раньше и собьют. Есть и другие технические проблемы, к примеру, «Рапторов» не оснастили военной системой коммуникации, которой оборудуются американские самолёты классом пониже. Без неё для обмена информацией и целенаведения приходится использовать обычное радио, демаскируя таким образом свою позицию.
Сейчас ведущие государства усилено трудятся над созданием истребителей пятого поколения, и некоторые уже продемонстрировали готовые образцы. Например, не так давно стало известно о существовании китайского Chengdu J-20.