Как в России появилась рекордная 9-метровая ж/д колея, и как она помогает отечественному судоходству

Россия давно славится огромной сетью железных дорог, пересекающих все необъятные просторы страны. И хотя по количеству проложенных километров путей РФ всё-таки не имеет первенство, как минимум, один рекорд принадлежит именно ей. Речь идёт о самой широкой железнодорожной колее на планете, ведь, оказывается, в России больше 40 лет действует полотно, между рельсами которого пролегает целых 9 метров.

Абсолютный рекорд по ширине колеи принадлежит России. /Фото: ru.wikipedia.org
Изначально ширина колеи в Советском Союзе, которую впоследствии переняла и России, была определена числом в 1520 миллиметров. И то, это произошло в период, когда об общем стандарте никто не задумывался. Но есть один участок, длиной всего в полтора километра, который не просто выбивается из отечественной нормы, а превышает все существующие на сегодняшний день.

У всех стран когда-то был свой стандарт железных дорог. /Фото: techinsider.ru
Найти самую широкую колею можно на территории Красноярского края. Ширина между верхними краями рельс достигает немыслимых девяти метров. Впрочем, справедливости ради, эта конструкция не является железной дорогой в классическом смысле. На самом деле, речь идёт о судоподъемнике в инфраструктуре Красноярской ГЭС, который находится на Енисее. Ввели в эксплуатацию это полотно ещё в 1982 году, и с тех пор его ещё никто не превзошёл по ширине.
Вид на самую широкую на планете колею со стороны плотины Красноярской ГЭС. /Фото: sudohodnyj-shlyuz.ru
Собственно, само по себе назначение этой колеи делает её уникальным объектом - в любом другом месте в стране используют совсем другие технологии для взаимодействия с судами, например, те же шлюзы. Но в местности, где расположилась Красноярская ГЭС, не тот ландшафт, чтобы можно было без проблем обойтись традиционными гидротехническими сооружениями. Вот советским инженерам и пришлось выходить из положения, а в итоге получился настоящий шедевр их гения.

Тот случай, когда невозможность использовать шлюзы для судоходства стала причиной появления настоящего инженерного гения. /Фото: techinsider.ru\
Механизм судоподъемника довольно прост: он буквально доставляет суда и баржи вверх и вниз для нормального пересечения плотины. Получается своего рода лифт для кораблей, который, по информации редакции novate.ru, достигает высоты аж в 104 метра. А та самая колея как раз и позволяет поднимать и опускать суда по скалистому склону - само собой, что для перевозки таких больших объектов и полотно пришлось строить самое широкое.

У Красноярской ГЭС корабли буквально перевозят по скале на рельсах. /Фото: openarium.ru
Судя по всему, рекорд судоподъёмника Красноярской ГЭС никто так и не превзойдёт: все строят железные дороги по общему стандарту, так удобнее и дешевле. Эта же колея является уникальным в своём роде объектом, созданным под конкретный ландшафт. Но самое главное, что она продолжает оставаться действующей, успешно переправляя баржи и другие суда через высокую плотину, помогая российскому судоходству.
В дополнение к теме: Пушки на рельсах: артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах