Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Правый руль в России – почему он популярен, если с ним всё так сложно




В России сложилась парадоксальная ситуация с праворульными японскими автомобилями. С одной стороны, они разрабатывались для принципиально иного дорожного движения, имеют свои конструктивные особенности и непривычны для российских водителей. С другой же, в последнее время спрос на машины из Японии сильно вырос, причём именно с правым расположением руля. Водители игнорируют все неудобства, мирятся с многочисленными трудностями, но всё равно предпочитают праворульные машины привычным леворульным. Впрочем, за всем этим стоит несколько серьёзных причин.


1. «Правильная» сторона дороги

Правостороннее движение в России

Правостороннее движение в России


Исторически Россия, как и большинство европейских стран, утвердила правостороннее движение с леворульной компоновкой. Как водится, здесь всё дело в устоявшейся традиции. Она пришла вместе с французскими и немецкими автомобильными стандартами, которые задавали тон на заре развития массового автомобилестроения. Левый руль идеально вписывается в правостороннее движение: водитель получает лучший обзор при обгоне и точнее оценивает дистанцию до встречных машин. К тому же вся инфраструктура была создана как раз с учётом левого расположения руля, и у водителя всё оказывается буквально «под рукой».

На дорогах в Японии

На дорогах в Японии


В свою очередь, Япония пошла другим путём. Согласно одной из версий, всё началось с традиций самураев, которые расходились со встречными как раз правым плечом. Современные дорожные правила сохранили эту традицию, из-за чего и возникло фундаментальное несоответствие между японскими автомобилями и российскими дорогами. Это как пытаться играть в теннис ракеткой для бадминтона — вроде бы похоже, но результат непредсказуем.

2. Что скрывает за собой правый руль

Радикальные отличия в салоне

Радикальные отличия в салоне


Разница между праворульным и леворульным автомобилем напоминает разницу между зеркальным отражением и оригиналом. Это уже не просто руль с другой стороны, а полностью перевёрнутая компоновка всех систем управления. Рычаг КПП оказывается слева от водителя, педали сохраняют привычный порядок, но имеют иную конструкцию привода. Даже органы управления на центральной консоли развёрнуты на 180 градусов — как если бы все кнопки и регуляторы в салоне поменялись местами.

У праворульных другая оптика

У праворульных другая оптика


Особого внимания заслуживает передняя оптика. Фары японских автомобилей настроены на асимметричный пучок, который подсвечивает левую обочину — идеально для левостороннего движения. При использовании в России этот же световой пучок бьёт прямо в глаза встречным водителям. Именно по этой причине водителю, прежде чем он сможет начать пользоваться своей машиной, понадобится перенастроить оптику или же полностью заменить фары, что на самом деле многие владельцы попросту игнорируют со всеми вытекающими последствиями.

Дворники под правый руль

Дворники под правый руль


Здесь даже стеклоочистители работают иначе. У немалой части праворульных машин основная площадь очистки смещена в правую сторону, тогда как в российских условиях критически важна чистота левой части стекла. При обгоне фур, когда на лобовое стекло выплёскивается грязь вёдрами, эта особенность превращается в серьёзную проблему. На самом деле, подобных мелочей достаточно много, и все вместе они заставляют водителя заново привыкать к машине, приспосабливаться к новому управлению, а то и мириться с серьёзными неудобствами.

3. Цена правого руля

С праворульным есть особенности в вождении

С праворульным есть особенности в вождении


Ехать на праворульной машине в России – это как плыть против течения. Самый очевидный недостаток при этом — ограниченный обзор при обгоне. На узких дорогах без разделительных полос водитель вынужден сильно выезжать на встречку, чтобы оценить обстановку. В праворульной машине это создаёт слепую зону — угол обзора сужается, а риск лобового столкновения возрастает. В повседневной жизни тоже не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Платные пункты, парковочные автоматы, заправочные станции — вся эта инфраструктура заточена под левый руль. Владельцам праворульных машин регулярно приходится выходить из автомобиля под дождём и снегом, рискуя оказаться под колёсами проезжающих. Даже на мойке водитель не может точно оценить расстояние до бордюра, что часто заканчивается повреждением дисков.

С ремонтом всё ещё хуже

С ремонтом всё ещё хуже


Техническое обслуживание превращается в отдельный квест. Многие японские модели используют уникальные запчасти, несовместимые с европейскими аналогами. Конечно, частично их можно найти и в России или же заказать за рубежом, но ожидание может занять недели, а то и месяцы, да и стоимость их намного выше. Многие автосервисы вообще отказываются работать с праворульными автомобилями, особенно в европейской части России, где такие машины являются экзотикой. В результате эксплуатация, ремонт и обслуживание выливаются в дополнительные траты и простои.

4. Почему праворульные машины всё-таки выбирают

Главные преимущества - цена и комплектации

Главные преимущества - цена и комплектации


С японскими праворульными автомобилями всё складывается непросто, но на спрос это никак не влияет. Несмотря на все недостатки, популярность машин с правым расположение только растёт, а главная причина тому – экономия. Японские подержанные автомобили предлагаются по ценам на 25-40% ниже леворульных аналогов, и для многих покупателей эта разница имеет большое значение. Особенно когда за те же деньги можно получить более свежую модель с лучшей комплектацией. К тому же репутация японской надежности работает безотказно. Простые и выносливые двигатели объемом 1-1.3 литра работают долго и надёжно даже в суровых условиях. Их конструкцию шлифовали годами, и теперь они вполне могут работать годами даже при минимальном обслуживании. К тому же расход топлива у них более чем приемлемый, что особенно актуально при текущих ценах на бензин.

Скоро этот поток из Японии закончится

Скоро этот поток из Японии закончится


География здесь тоже имеет большое значение. Для Дальневосточного региона правый руль — совсем не экзотика – до Японии здесь рукой подать, а потому подобные машины превратились в повседневность. Японские порты близко, запчасти достать просто, мастеров найти легко – это отличные условия для тех, кто решил завести себе экзотику. Как показывает статистика, доля автомобилей с правым расположением руля за последние годы сильно выросла, и сейчас их массово скупают. Правда, благодаря последним событиям и принятым законам, в совсем скором времени эта мода сойдёт на нет и же полностью исчезнет.

Ещё интересное с нашего канала:

Чем примечательна советская реактивная система залпового огня «Ураган», придуманная в Чехословакии



Самое же интересное, что среди праворульных модификаций встречаются и те, которые никогда не выпускались для других рынков. Они чрезвычайно надёжны и вполне могут выдержать длительную эксплуатацию на российских дорогах.

Обратите внимание:

0
1752
Версия для печати