То, что около пятидесяти-шестидесяти лет назад водители перед выездом поливали резину горючим, а затем поджигали – факт. Подтверждение этому можно отыскать в Интернете в виде отрывков из документальной кинохроники. При этом поджигали не те шины, которые предназначались для утилизации, а рабочие, которые стояли на грузовиках. О вандализме в данном случае речь не идет. Для таких действий была своя причина, к тому же очень веская.
1. Всему виной дефицит
В СССР существовала серьезная проблема – дефицит различных товаров, в том числе и зимней резины для автомобильной техники / Фото: udachnyj-enot.com.ua
В СССР существовала серьезная проблема – дефицит различных товаров, в том числе и первоочередных, важных для человека. Подобная ситуация в стране сложилась по нескольким причинам: минусы плановой экономики, а также отсутствие возможностей технологического характера, необходимых для изготовления ряда продукции. В данную категорию изделий входила и зимняя резина для автомобильной техники.
Из-за отсутствия зимней резины большая часть машин стояла в гаражах и ждала потепления / Фото: drive2.ru
Советские автовладельцы пользовались в течение всего года либо летними, либо всесезонными шинами. Дело в том, что зимних покрышек как таковых в стране не существовало вплоть до семидесятых-восьмидесятых годов прошлого столетия. Несмотря на это, серьезной проблемой отсутствие данных изделий не являлось. Большая часть машин стояла себе преспокойно в гаражах и ждала потепления.
На автомобили государственного значения устанавливались лучшие образцы отечественной промышленности, а в некоторых случаях резина из Скандинавии / Фото: instagram.com
Спецтехника и грузовики, конечно же, работали в круглогодичном режиме, но водители вполне могли обойтись всесезонным вариантом, передвигаясь на небольших скоростях. К тому же, на автомобили государственного значения устанавливались лучшие образцы отечественной промышленности, а в некоторых случаях резина, изготовленная в Скандинавии, так как там условия климата близки к нашим.
В Советском Союзе для изготовления автомобильной резины в большинстве случаев применяли натуральный каучук / Фото: russiainphoto.ru
В Советском Союзе для изготовления автомобильной резины в большинстве случаев применяли натуральный каучук. Этот материал в условиях низкой температуры становился менее прочным и эластичным. Это его свойство имело отрицательное влияние на сцепление с дорожным покрытием, а также на показатели износостойкости шин. Под воздействием большой нагрузки, да еще на морозе, резина начинала разрушаться и попросту лопалась. Особенно остро ощущалась проблема в условиях Севера.
Чтобы продлить срок службы шин, водители шины поливали бензином, причем высокооктановым, а затем поджигали / Фото: YouTube
Чтобы продлить срок службы шин, водители и использовали столь необычный способ. Шины поливали бензином, причем высокооктановым, а затем поджигали. Резина при минусовой температуре не загоралась, только горючее. Фишка была в том, что пока горел бензин, резина прогревалась, возвращая себе мягкость и эластичность. В зимнее время в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века данная процедура была регламентированной и выполнялась в обязательном порядке. Во время поездки ее приходилось выполнять по несколько раз. В некоторых случаях водители задействовали паяльные лампы для прогрева шин.
Фишка была в том, что пока горел бензин, резина прогревалась, возвращая себе мягкость и эластичность / Фото: ria82.ru
2. Зимняя резина времен СССР
В Советском Союзе впервые зимние специализированные автомобильные шины стали появляться к концу семидесятых годов, называлась данная резина «Снежинка» / Фото: drive2.ru
В Советском Союзе впервые зимние специализированные автомобильные шины стали появляться к концу семидесятых годов. Называлась данная резина «Снежинка». Она ничем не отличалась от летней, за исключением установленных на нее шипов. Этот элемент ситуацию слегка улучшал, так как сцепление с дорожным покрытием увеличивалось. Что касается качества резины, то оно оставалось прежним, соответственно, и разрушения при минусовой температуре и оказываемой нагрузки никуда не делись. В связи с этим, даже после начала изготовления «Снежинки» водители продолжали возить с собой и бензин, и паяльные лампы.
Экспериментировать с составом материала и протектором начали уже в восьмидесятых годах двадцатого века / Фото: krsk.au.ru
Экспериментировать с составом материала и протектором начали уже в восьмидесятых годах двадцатого века. К сожалению, проблема не была решена полностью, так как появились иные препятствия, а именно перебои с сырьем. К тому же, исчерпались и возможности ряда предприятий в техническом плане.
Зачем СССР при наличии собственного производства закупал венгерские Икарусы, смотрите в видео:
В продолжение темы читайте, почему у многих советских грузовиков на колесах какие-то странные штуки.