Органы правопорядка и государственной безопасности всегда нуждались в парке специальных автомобилей. В силу специфики такого рода службы главное требование к такого рода машинам – улучшенные динамические качества. При этом внешне такая «догонялка» не должна ничем отличаться от аналогичного автомобиля серийного образца. Первые форсированные «конторские» автомобили появились в СССР еще до Второй мировой войны. Однако, настоящий расцвет служебных автомобилей произошел уже в 1970-1980-е годы. При этом советский специальный гараж прошел долгий путь развития от установки импортных двигателей до разработки и производства собственных высокоэффективных роторных агрегатов.
1. ГАЗ-М1
Первая советская догонялка. /Фото: kolesa.ru.
Всего за несколько лет серийного производства М1 пережил целую череду улучшений как сравнительно мелких, вроде замены оборудования, так и крупных, типа установки нового силового агрегата. Самым же примечательным вариантом «Эмки» стала модель, оснащенная 3.5-литровым импортным (американским) двигателем V8 с отдачей 65 л.с. Создали модель специально для нужд НКВД. Производились такие машины только до 1941 года. После начала Великой Отечественной войны импортные двигатели со служебных М1 сняли для нужд армии. Возобновлен выпуск ГАЗ-М1 для сотрудников госбезопасности был только после Победы. В новой комплектации «догонялка» получила 76-сильный двигатель отечественного производства, выпускавшийся в СССР по лицензии купленной у «Dodge».
2. ГАЗ-М20Г
Оснастили превосходным двигателем. /Фото: drom.ru.
В 1956 году специалисты Горьковского автозавода создали специальную версию «Победы» для сотрудников правоохранительных органов и госбезопасности. Как и другие «догонялки», внешне ГАЗ-М20Г ничем не отличался от оригинального авто. Однако, под капотом служебного автомобиля скрывался двигатель 3.5-литровый 90-сильный двигатель ГАЗ-12 ЗИМ. Благодаря ему машина могла легко разгоняться до 130 км/ч, что было впечатляющим показателем для второй половины 1950-х. Были, впрочем, и другие чисто технические улучшения. Так, автомобиль для «Конторы» получил улучшенный задний мост, увеличенный топливный бак, а также более совершенное и надежное электрооборудование. Кроме того, автомобиль получил оригинальный дизайн замка багажника, который можно было открывать изнутри салона.
3. ГАЗ-23
Были и такие догонялки. /Фото: av.by.
До 1972 года ГАЗ-23 оставался, пожалуй, самым быстрым советским серийным легковым автомобилем. Нужно ли говорить, что «догонялку» на его основе следовало наделить еще более выдающимися динамическими характеристиками? Так, службистский автомобиль получил мотор мощностью 170 л.с, благодаря которому из ГАЗ-23 можно было выдавить 165-180 км/ч. Восьмицилиндровый мотор, к слову, позаимствовали у правительственной «Чайки». От неё же служебному автомобилю досталась автоматическая коробка передач. При этом подрулевому переключателю «автомата» был специально придан внешний вид оригинального селектора механической коробки серийного ГАЗ-23. Среди других улучшений числились усиленные задний мост и корпус, а также улучшенные тормоза. Изготовили этих автомобилей не менее 600 экземпляров, что откровенно много по меркам предыдущих «догонялок».
4. Роторные ВАЗ
Отличные были машины. /Фото: drive2.ru.
В 1973 году в Тольятти с новой силой начались эксперименты с роторными двигателями. Сначала – с импортными (японскими). Первые успехи в этой области буквально перевернут отношение советского автопрома к автомобилям для КГБ и МВД. В середине 1970-х годов выйдет постановление о необходимости создания парка специальных авто всех возможных моделей, оснащенных роторными двигателями. Первопроходцами на этом поприще станут «Жигули». Сначала появиться модель ВАЗ-21018, оснащенная односекционным роторным мотором ВАЗ-311, а спустя непродолжительное время свет увидит и ВАЗ-21019, оснащенный двухсекционным двигателем ВАЗ-411. Благодаря использованию роторных моторов, «догонялки» могли разгоняться до 90 км/ч уже на первой передаче! Топливо (12 л на 100 км) и масло (200 мл на 1 тысячу км!) они жрали как не в себя, но контексте специального гаража на эти недостатки можно было закрыть глаза. Собирать роторные «конторские» ВАЗы, «Чайки» и даже РАФы будут вплоть до 1990 года.
5. ГАЗ-31013
Серьезная была машина. /Фото: drive2.ru.
Специальная модель ГАЗ-3102 появилась в 1981 году вместе с серийной модификацией. Как и в случае с другими «догонялками», главной особенностью модели был более мощный мотор. Оснастили ГАЗ 160-сильным агрегатом, обеспечивающим разгон до заветной «сотни» всего за 13 секунд, что было хорошим результатом для тех лет. По паспорту такие автомобили разгонялись до 160 км/ч, но в действительности могли двигаться намного быстрее. В числе других улучшений и доработок числилась более мощная оптика, продвинутая шумоизоляция и электроника, а также невероятно сильная радиоантенна, которая при этом визуально ничем не отличалась от серийной.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 7 малоизвестных фактов о «Догонялках» - секретных автомобилях КГБ, которые было почти не отличить от гражданских.