Большинство людей, взглянув на танк Т-34 с бочками на кормовой части, вполне логично предположит, что это не что иное, как топливные банки. Такое утверждение будет верным, но только отчасти. Так как в заветных бочках могло находиться не только дизельное топливо, необходимое для движения танка. А в некоторых случаях те самые «бочки» и вовсе никакими бочками не являлись.
Не всегда бочки. /Фото: artmuzei.ru.
Сегодня хрестоматийное изображение танка Т-34 подразумевает наличие нескольких загадочных продолговатых цилиндров в кормовой части машины. Во всяком случае именно в таком виде Т-34 представлен на большинстве памятников, исторических мероприятий, а также в значительной части художественных фильмов и документальных передач. Впрочем, на кадрах и снимках хроники Т-34 с «бочками» также не редкость. Большинство граждан вполне логично предположит, что ничего загадочного в этих цилиндрах нет, так как они являются бочками для горючего. И надо сказать, что они будут правы, но только отчасти. Так как с цилиндрами в кормовой части советских танков не все так просто. То, что выглядит как обычная бочка для горючего далеко не всегда ей является.
Чаще всего на корме стояли дымовые шашки. /Фото: rg.ru.
Прежде всего стоит понять, что танк Т-34 неоднократно эволюционировал. При этом менялась не только начинка боевой машины, но и наружное оборудование. В 1941 году конструкция Т-34 уже подразумевала наличие схемных маршевых наружных баков. Вот только выглядели они не как бочки, а как продолговатые прямоугольные канистры. Крепились по бортам боевой машины и использовались только на этапе перегона техники из точки «А» в точку «Б». В бой с маршевыми баками никто не ходил, быть может за исключением каких-то исключительных случаев. С топливной системой и двигателем внешние баки, к слову, никак не соединялись. Использовались они только для перевозки горючего. Когда дизтопливо заканчивалось в основных баках, экипаж должен был осуществить дозаправку. В танках Т-34 производства 1941 года использовалась четыре запасные канистры по 33 литра.
БДШ были очень полезны. /Фото: vao.mos.ru.
Переход на те самые цилиндрические маршевые баки начался только после 1942 года. Первоначально также предполагалась схема с установкой четырех баков. Пара 90-литровых бочек крепилась на бортах танка в задней части. Еще пара 67-литровых канистр устанавливалась на корме танка. При этом при такой схеме только три канистры отводились под дизель: две 90-литровые и одна 67. Последняя 67-литровая канистра чаще всего наполнялась моторным маслом, которое военная техника времен Второй мировой войны также потребляла в преобильном количестве. Однако, между 1943 и 1944 году от двух 67-литровых канистр в кормовой части Т-34 стали отказываться. Вместе них на танки принялись монтировать похожие бочки.
В баках был не только дизель, но и масло. /Фото: mk.ru.
Так, место 67-литровых канистр стали все чаще занимать БДШ – большие дымовые шашки. Это современные основные боевые танки буквально поголовно оснащены мелкокалиберными орудиями (гранатометами) для стрельбы дымовыми шашками, а в годы Второй мировой войны такого рода роскошь или существовала лишь в качестве прототипов, или использовалась крайне ограниченно. Конкретно Т-34 оснастили дымовыми шашками с ручным розжигом. Нет, конечно, плясать вокруг шашки с кремнями советским экипажам не приходилось, достаточно было дернуть за специальное кольцо. Правда, для этого машину все-таки нужно было покинуть. БДШ с электроприводом из боевого отделения танка появились в Советской армии лишь в 1960-е годы. Впрочем, даже шашки с ручным розжигом все равно были чрезвычайно полезным тактическим инструментом.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение оружейной темы читайте про «Спрут»: грозное российское оружие, которое только похоже на танк.