Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Быстрый и невидимый - боевой спортивный внедорожник Cockerill i-X




Работающие с военными инженеры постоянно придумывают что-нибудь новое, чтобы сделать оружие более мощным, а технику приспособить под новые боевые реалии. Нововведения здесь приветствуются, но некоторые из новаторских идей слишком уж радикальны и вызывают большие вопросы. Одна из них – концепт Cockerill i-X. Это очень странная машина: чисто внешне боевой её назвать нельзя, защита у неё слабая, а из достоинств – большая скорость и передовые военные технологии, которыми она напичкана доверху.


1. Раллийный болид с пушкой

Родоначальник - раллийная машина

Родоначальник - раллийная машина


Логика разработчиков Cockerill i-X была по-настоящему экстремальной: если противник не сможет догнать машину или хотя бы её засечь, то и попасть по ней будет не в состоянии. Именно на этом принципе они и построили свой внедорожник, скромно назвав его «наземным перехватчиком». В отличие от классических бронемашин, i-X не предназначен для того, чтобы по нему стреляли. По замыслу создателей, машина должна приехать на позицию, накрыть огнём противника и быстро уехать, пока её не заметили. То есть это машина не для сражений, а для точечных ударов, которая в состоянии быстро сменить позицию и уйти из-под ответного огня.

Изначальный прототип Cockerill i-X

Изначальный прототип Cockerill i-X


В соответствии с выбранным подходом машину наделили подходящими характеристиками. Вместо многотонного корпуса — облегченная конструкция весом около 3.5 тонн. Вместо максимального бронирования — композитные материалы и панорамное остекление из сверхпрочного сапфира, которое обеспечивает лишь базовую защиту от пуль и осколков. Парадокс в том, что эта «слабость» является главным преимуществом. Малый вес позволяет развивать большую скорость, а низкий профиль и специальные технологии снижения заметности делают его сложной мишенью. Именно поэтому за основу взяли не классическое тяжёлое шасси, а разработанное специально для ралли «Дакар». Задача у них общая — быстро преодолевать сложнейший рельеф.

2. Сердце гоночного болида

Cockerill i-X

Cockerill i-X


Кто именно создал шасси для Cockerill i-X, не упоминается, но предположительно это был американский производитель, специализирующийся на создании машин для легендарного ралли «Дакар». То есть это не переделанный армейский внедорожник, а это изначально гоночное шасси, где каждый узел рассчитан на экстремальные скорости и чудовищные нагрузки. Бельгийские инженеры взяли этот готовый скелет и радикально его доработали, а также обеспечили его мощной силовой установкой.

В кабине Cockerill i-X

В кабине Cockerill i-X


Инженеры предусмотрели два варианта силовой установки: бензиновый V8 мощностью 750 лошадиных сил и перспективный дизель-электрический гибрид на 800 лошадей. Такой энергетический запас для машины весом 3.5 тонны — это почти что спортивный гиперкар. На практике это означает разгон до сотни километров менее чем за шесть секунд. Максимальная скорость на шоссе приближается к 200 км/ч, а на пересеченной местности машина вполне может устойчиво держать 160 км/ч, что для бронетехники является рекордным показателем. Главная же хитрость кроется в электрической составляющей. Гибридная установка позволяет i-X проходить до 50 километров в полностью бесшумном режиме и с минимальным тепловым излучением. Благодаря этому он может незаметно подобраться на дистанцию атаки или скрытно покинуть позицию после нанесения удара. В свою очередь, гидропневматическая подвеска с регулируемым клиренсом, унаследованная от раллийного предка, обеспечивает машине отличную устойчивость на высоких скоростях вне дорог.

3. Невидимая техника

Вооружение модульное, скрываемое в корпус

Вооружение модульное, скрываемое в корпус


Самая впечатляющая особенность Cockerill i-X — его способность буквально прятать главное вооружение. В походном положении дистанционно управляемый боевой модуль полностью убран внутрь корпуса, и это главное требование для его выживания. Без выступающей башни силуэт машины становится предельно низким и обтекаемым, что радикально снижает ее заметность на местности, особенно при использовании адаптивного камуфляжа.

Вид на машину сверху

Вид на машину сверху


При необходимости боевая машина за считанные секунды поднимает свое оружие на крышу. Конструкция модульная: в зависимости от задачи он может быть оснащен 25-мм или 30-мм автоматической пушкой, парой пулеметов калибра 7.62 или 12.7 мм, либо же двумя-четырьмя противотанковыми ракетами. Для борьбы с пехотой предусмотрена и семизарядная реактивная система залпового огня, а углы наведения позволяют вести огонь по наземным и низколетящим воздушным целям.

На крыше - оптико-электронный комплекс

На крыше - оптико-электронный комплекс


Наведение оружия выполняется при помощи продвинутой оптико-электронной системы. Стабилизированный прицельный комплекс с тепловизором и лазерным дальномером умеет обнаруживать цели на дистанции до 17 километров. Дополнительную информацию дают экипажу датчики лазерного облучения и акустическая система, которые могут засечь выстрелы противника.

4. Шлем с дополненной реальностью и коллективный разум

По сравнению с боевыми машинами профиль низкий

По сравнению с боевыми машинами профиль низкий


Внутри Cockerill i-X нет места классическим приборам и рычагам, а кабина экипажа из двух человек больше напоминает кабину истребителя. Вся информация — от показаний датчиков до видео с панорамных камер — выводится на высокочувствительные сенсорные экраны, а главным «рычагом» управления является специальный умный шлем, который носит командир-оператор. Он использует технологию дополненной реальности. Вместо того чтобы отвлекаться на многочисленные дисплеи, оператор видит всю тактическую информацию прямо на забрале: данные о целях, маршрут движения, показания систем. Многие функции управляются голосовыми командами и при помощи отслеживания взгляда. По мнению разработчиков, это намного ускорит реакцию экипажа и увеличит точность действий.

Управление боевым модулем дистанционное

Управление боевым модулем дистанционное


По-настоящему же прорывной является модная сейчас поддержка работы в военной сети совместно с другими подразделениями. Cockerill i-X не воюет в одиночку. Встроенный искусственный интеллект обрабатывает данные с собственных датчиков и автоматически обменивается ими с другими машинами. Если одну цель засек акустический сенсор, все остальные в сети мгновенно получают её координаты.

5. Реальность

В кабине

В кабине


В 2025 году инженеры завершили сборку Cockerill i-X и отправили его на полигон бельгийской армии для испытаний. Правда, условия на полигоне сильно отличаются от реального поля боя, но даже так можно будет в некоторой степени оценить потенциальные возможности и слабые стороны техники. Стоит ли ожидать отправки машины на передний край для проверки теорий – вопрос сложный. Эта эксклюзивная игрушка чрезвычайно дорогая. Главный же вопрос — а стоит ли вообще возиться с этим спортивным внедорожником. i-X имеет слишком узкую специализацию, чтобы широко его использовать. Он очень уязвим даже против стрелкового оружия, не говоря уже об осколках, минах или о чем-то с калибром побольше.

Машина получилась слишком специфической

Машина получилась слишком специфической


Его легкая броня, защищающая лишь от пуль и осколков, делает его крайне уязвимым на передовой против любой серьезной противотанковой системы, мины или даже крупнокалиберного пулемета. Его предназначение — разведка и партизанские удары по малочисленному противнику, и по этой причине его выживание стремится к нулю в масштабном конфликте с широким применением артиллерии, авиации и беспилотников. К тому же подобный набор технологий, мощная силовая установка, сапфировые стёкла и всё прочее стоит баснословных денег. Вряд ли можно ожидать таких бесполезных трат от прижимистых военных. Скорее, Cockerill i-X попадёт в нишу околовоенного эксклюзива, предназначенного для коллекционеров и для богатых любителей прокатиться с ветерком где-нибудь на бездорожье.

Ещё интересное с нашего канала:

Чем примечательна советская реактивная система залпового огня «Ураган», придуманная в Чехословакии



Вполне возможно, что этот гоночный внедорожник окажется совершенно не нужен военным и уйдёт в частный сектор. В любом случае, это не единственный автомобиль с военными корнями. К примеру, Хаммер до сих пор пользуется популярностью, хоть его производство давно закрыли, а модификации стоят баснословных денег.

Обратите внимание:

0
1922
Версия для печати