
Работающие с военными инженеры постоянно придумывают что-нибудь новое, чтобы сделать оружие более мощным, а технику приспособить под новые боевые реалии. Нововведения здесь приветствуются, но некоторые из новаторских идей слишком уж радикальны и вызывают большие вопросы. Одна из них – концепт Cockerill i-X. Это очень странная машина: чисто внешне боевой её назвать нельзя, защита у неё слабая, а из достоинств – большая скорость и передовые военные технологии, которыми она напичкана доверху.
1. Раллийный болид с пушкой

Родоначальник - раллийная машина
Логика разработчиков Cockerill i-X была по-настоящему экстремальной: если противник не сможет догнать машину или хотя бы её засечь, то и попасть по ней будет не в состоянии. Именно на этом принципе они и построили свой внедорожник, скромно назвав его «наземным перехватчиком». В отличие от классических бронемашин, i-X не предназначен для того, чтобы по нему стреляли. По замыслу создателей, машина должна приехать на позицию, накрыть огнём противника и быстро уехать, пока её не заметили. То есть это машина не для сражений, а для точечных ударов, которая в состоянии быстро сменить позицию и уйти из-под ответного огня.

Изначальный прототип Cockerill i-X
В соответствии с выбранным подходом машину наделили подходящими характеристиками. Вместо многотонного корпуса — облегченная конструкция весом около 3.5 тонн. Вместо максимального бронирования — композитные материалы и панорамное остекление из сверхпрочного сапфира, которое обеспечивает лишь базовую защиту от пуль и осколков. Парадокс в том, что эта «слабость» является главным преимуществом. Малый вес позволяет развивать большую скорость, а низкий профиль и специальные технологии снижения заметности делают его сложной мишенью. Именно поэтому за основу взяли не классическое тяжёлое шасси, а разработанное специально для ралли «Дакар». Задача у них общая — быстро преодолевать сложнейший рельеф.
2. Сердце гоночного болида

Cockerill i-X
Кто именно создал шасси для Cockerill i-X, не упоминается, но предположительно это был американский производитель, специализирующийся на создании машин для легендарного ралли «Дакар». То есть это не переделанный армейский внедорожник, а это изначально гоночное шасси, где каждый узел рассчитан на экстремальные скорости и чудовищные нагрузки. Бельгийские инженеры взяли этот готовый скелет и радикально его доработали, а также обеспечили его мощной силовой установкой.

В кабине Cockerill i-X
Инженеры предусмотрели два варианта силовой установки: бензиновый V8 мощностью 750 лошадиных сил и перспективный дизель-электрический гибрид на 800 лошадей. Такой энергетический запас для машины весом 3.5 тонны — это почти что спортивный гиперкар. На практике это означает разгон до сотни километров менее чем за шесть секунд. Максимальная скорость на шоссе приближается к 200 км/ч, а на пересеченной местности машина вполне может устойчиво держать 160 км/ч, что для бронетехники является рекордным показателем. Главная же хитрость кроется в электрической составляющей. Гибридная установка позволяет i-X проходить до 50 километров в полностью бесшумном режиме и с минимальным тепловым излучением. Благодаря этому он может незаметно подобраться на дистанцию атаки или скрытно покинуть позицию после нанесения удара. В свою очередь, гидропневматическая подвеска с регулируемым клиренсом, унаследованная от раллийного предка, обеспечивает машине отличную устойчивость на высоких скоростях вне дорог.
3. Невидимая техника

Вооружение модульное, скрываемое в корпус
Самая впечатляющая особенность Cockerill i-X — его способность буквально прятать главное вооружение. В походном положении дистанционно управляемый боевой модуль полностью убран внутрь корпуса, и это главное требование для его выживания. Без выступающей башни силуэт машины становится предельно низким и обтекаемым, что радикально снижает ее заметность на местности, особенно при использовании адаптивного камуфляжа.

Вид на машину сверху
При необходимости боевая машина за считанные секунды поднимает свое оружие на крышу. Конструкция модульная: в зависимости от задачи он может быть оснащен 25-мм или 30-мм автоматической пушкой, парой пулеметов калибра 7.62 или 12.7 мм, либо же двумя-четырьмя противотанковыми ракетами. Для борьбы с пехотой предусмотрена и семизарядная реактивная система залпового огня, а углы наведения позволяют вести огонь по наземным и низколетящим воздушным целям.

На крыше - оптико-электронный комплекс
Наведение оружия выполняется при помощи продвинутой оптико-электронной системы. Стабилизированный прицельный комплекс с тепловизором и лазерным дальномером умеет обнаруживать цели на дистанции до 17 километров. Дополнительную информацию дают экипажу датчики лазерного облучения и акустическая система, которые могут засечь выстрелы противника.
4. Шлем с дополненной реальностью и коллективный разум

По сравнению с боевыми машинами профиль низкий
Внутри Cockerill i-X нет места классическим приборам и рычагам, а кабина экипажа из двух человек больше напоминает кабину истребителя. Вся информация — от показаний датчиков до видео с панорамных камер — выводится на высокочувствительные сенсорные экраны, а главным «рычагом» управления является специальный умный шлем, который носит командир-оператор. Он использует технологию дополненной реальности. Вместо того чтобы отвлекаться на многочисленные дисплеи, оператор видит всю тактическую информацию прямо на забрале: данные о целях, маршрут движения, показания систем. Многие функции управляются голосовыми командами и при помощи отслеживания взгляда. По мнению разработчиков, это намного ускорит реакцию экипажа и увеличит точность действий.

Управление боевым модулем дистанционное
По-настоящему же прорывной является модная сейчас поддержка работы в военной сети совместно с другими подразделениями. Cockerill i-X не воюет в одиночку. Встроенный искусственный интеллект обрабатывает данные с собственных датчиков и автоматически обменивается ими с другими машинами. Если одну цель засек акустический сенсор, все остальные в сети мгновенно получают её координаты.
5. Реальность

В кабине
В 2025 году инженеры завершили сборку Cockerill i-X и отправили его на полигон бельгийской армии для испытаний. Правда, условия на полигоне сильно отличаются от реального поля боя, но даже так можно будет в некоторой степени оценить потенциальные возможности и слабые стороны техники. Стоит ли ожидать отправки машины на передний край для проверки теорий – вопрос сложный. Эта эксклюзивная игрушка чрезвычайно дорогая. Главный же вопрос — а стоит ли вообще возиться с этим спортивным внедорожником. i-X имеет слишком узкую специализацию, чтобы широко его использовать. Он очень уязвим даже против стрелкового оружия, не говоря уже об осколках, минах или о чем-то с калибром побольше.

Машина получилась слишком специфической
Его легкая броня, защищающая лишь от пуль и осколков, делает его крайне уязвимым на передовой против любой серьезной противотанковой системы, мины или даже крупнокалиберного пулемета. Его предназначение — разведка и партизанские удары по малочисленному противнику, и по этой причине его выживание стремится к нулю в масштабном конфликте с широким применением артиллерии, авиации и беспилотников. К тому же подобный набор технологий, мощная силовая установка, сапфировые стёкла и всё прочее стоит баснословных денег. Вряд ли можно ожидать таких бесполезных трат от прижимистых военных. Скорее, Cockerill i-X попадёт в нишу околовоенного эксклюзива, предназначенного для коллекционеров и для богатых любителей прокатиться с ветерком где-нибудь на бездорожье.
Ещё интересное с нашего канала:
Чем примечательна советская реактивная система залпового огня «Ураган», придуманная в Чехословакии
Вполне возможно, что этот гоночный внедорожник окажется совершенно не нужен военным и уйдёт в частный сектор. В любом случае, это не единственный автомобиль с военными корнями. К примеру, Хаммер до сих пор пользуется популярностью, хоть его производство давно закрыли, а модификации стоят баснословных денег.
