Хотя Советский Союз и имел в своем распоряжении весьма представительные военно-морские силы, но назвать страну великой морской державой можно разве что с большой натяжкой. Последнее, прочем, не отменяет того факта, что хорошие корабли в СССР строить умели. Также, как и не отменяет того факта, что многие из этих кораблей служили верой и правдой на протяжении многих лет, а также неоднократно отличались на ниве защиты советских интересов.
Лёгкий крейсер проекта 68-бис. /Фото: forums.airbase.ru.
Наверняка многие успели подумать, что имеется ввиду знаменитый крейсер «Аврора», который еще в 1944 году по решению Ленинградского совета депутатов трудящихся был превращён в памятник, музей учебную базу Нахимовского училища. На «Авроре» в свое время бывали и Владимир Высоцкий, и Юрий Гагарин. Но сегодня речь пойдет о корабле проекта 68-бис, появившемся на свет после Великой Отечественной войны. В рамках послевоенной программы боевого судостроения Союзу требовались легкие оборонительные крейсера, способные действовать как в море, так и вблизи побережья. Техническое задание по проекту сформировали в 1947 году. Строительство крейсеров началось в середине 1950-х. Планировалось создать 25 судов. Из них смогли заложить 21, а достроили и вовсе только 14.
Крейсер в годы службы. /Фото: Pinterest.
На какой-то момент легкие крейсера проекта 68-бис оказались ядром надводных сил Военно-морского флота страны Советов. Самым известным среди них в итоге стал «Михаил Кутузов». Корабль был спущен на воду в 1952 году и введен в эксплуатацию в 1955. Строили его на судостроительном заводе в Николаеве. Службу крейсер начал в составе 50-й крейсерской дивизии эскадры ЧФ. Соответственно, базировался «Михаил Кутузов» на главной базе Черноморского флота – Севастополе. В 1961 году на борту боевого корабля с разницей в месяц побывали Юрий Гагарин и Владимир Высоцкий. Последний провел на крейсере месяц в ходе съемок фильма «Увольнение на берег».
Стоит корабль в порту Новороссийска. /Фото: isc-nvr.ru.
Летом 1967 года «Михаил Кутузов» был отправлен в Египет для оказания помощи тамошним вооруженным силам в ходе тогдашней Арабо-Израильской войны. В 1968 году крейсер продолжал помогать уже вооруженными силам Сирии. Спустя еще год судно было назначено флагманом 30-дивизии ЧФ. В дальнейшем крейсер продолжал нести службу вплоть до 1987 года. Неоднократно принимал участие в учениях, манёврах, а также посетил несколько стран с дипломатическими визитами. В конце 1980-х годов перевели в резерв флота, а спустя год после распада страны Советов исключили из состава ВМФ. В следующие несколько лет судьба «Михаила Кутузова» оказалась подвешена в воздухе. Заслуженному крейсеру грозила отправка на металл. В 1996 году совет ветеранов добился того, чтобы крейсер был добавлен в каталог ЮНЕСКО, благодаря чему стало возможно превратить корабль в музей, что и было сделано в 2002 году.
Сегодня это корабль-музей. /Фото: crimea.ria.ru.
С тех пор «Михаил Кутузов» стоит на вечном причале в порту Новороссийска. За скромную плату посетить сие заведение может любой желающий. При этом, прежде чем стать музеем, «Михаил Кутузов» успел побывать в 15 дальних походах и смог преодолеть более 211.9 тысяч морских миль. В лучшие времена заслуженный крейсер нес не менее заслуженный экипаж. Более 700 моряков и офицеров, проходивших службу на борту «Михаила Кутузова» получили различные ордена и медали.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение флотской темы читайте о том, какие корабли Советский Союз покупал за границей и почему.