Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Пока советская промышленность не была эвакуирована за Урал, больше всего СССР просил у западных союзников готовые к эксплуатации танки. По этой причине некоторое количество машин купили у Великобритании еще до начала действия программы Ленд-лиз. На протяжении первых лет войны с поставками танков были некоторые проблемы, а после развертывания промышленности их и вовсе перестали целенаправленно просить. Тем не менее среди той бронетехники что все-таки пришла на восточный фронт из-за океана, были и весьма причудливые образцы.


«Как Америка России
подарила эм три эс.
Шуму много, толку мало,
ростом вышел до небес»
(с) частушка советских танкистов об американском М3.

1. Ленд-лиз и танки-иномарки



Ленд-Лиз и Союзники не с неба свалились. Советская дипломатия работала на это все 1930-е годы. |Фото: vid1.ria.ru.

Ленд-Лиз и Союзники не с неба свалились. Советская дипломатия работала на это все 1930-е годы. |Фото: vid1.ria.ru.


Насколько много иномарок танков было в СССР? На самом деле немного. Великобритания и США в рамках Ленд-лиза поставили около 18.5 тысяч единиц бронетехники, что составляет 17.6% от произведенной в Советском Союзе. Правда здесь речь идет о всей бронетехнике, включая САУ и бронетранспортеры. Для сравнения, куда больше Союзники поставили по Ленд-лизу автомобилей и грузовиков 427 тысяч против 265 тысяч произведенных в СССР (163%), капитально обеспечили СССР локомотивами 1977 американских и 4 британских поезда было передано СССР в годы войны против 825 произведенных у нас (240%). Немало поставили мотоциклов 36.8 тысячи против 27.2 тысяч (136%).

Хотя основные поставки были из США, не стоит забывать и о британской помощи. |Фото: vid1.ria.ru.

Хотя основные поставки были из США, не стоит забывать и о британской помощи. |Фото: vid1.ria.ru.


На первых этапах войны Советский Союз особенно просил готовые танки, которые сразу же можно будет бросать в бой. Однако с поставками танков были некоторые сложности. Вообще объемы поставок по Ленд-лиз прямо зависели от успехов Красной армии. Так что в некотором роде можно сказать, что иностранная помощь не развивала, а лишь помогала закрепить успех нашей армии. Все это было не каким-то злыми кознями западных друзей, а резонным страхом перед возможной победой Германии на востоке. Тогда тысячи единиц техники и миллионы тонн поставок товаров оказались бы в руках фашистов, которые после разгрома СССР определенно решили бы разобраться и с Великобританий, и с США.

Танки в итоге стали не самой важной статьей помощи. |Фото: drive2.ru.

Танки в итоге стали не самой важной статьей помощи. |Фото: drive2.ru.


В 1941 год во внимание в вопросе Ленд-лиза в СССР можно даже не принимать, так как действовать программа начала только в ноябре. Тем не менее в 1942 году в СССР из США и Великобритании было осуществлено поставок на 1363.3 млн долларов. К этому момент уже закончилось одно из наиболее судьбоносных сражений Второй мировой войны – Битва за Москву. Сражалась в нем Красная армия не просто за столицу, а за важнейший железнодорожный узел, потеря которого привела бы к коллапсу всей системы логистики на Восточном фронте. Значительная часть поставок пришлась на 1943 и 1944 год – 2965.9 и 3429.1 млн долларов. Таким образом активнее всего поставки шли уже после Сталинградской эпопеи, когда стало окончательно ясно, что СССР не проиграет. Другими словами, не стоит как переоценивать, так и недооценивать Ленд-лиз. В конечном счете иностранная помощь спасла жизни миллионов советских граждан на фронте и в тылу.

Многие танки Ленд-лиза воевали до 1945 года. |Фото: warspot.ru.

Многие танки Ленд-лиза воевали до 1945 года. |Фото: warspot.ru.


Что же касается танков-иномарок, то в СССР поставляла достаточно большой ассортимент бронетехники. Одни пользовались уважением среди красноармейцев, как например американский «Шерман» и британский «Черчилль», другие вроде британских «Матильды» и «Валентайна» чаще становились объектом насмешек. А некоторые красноармейцы и вовсе откровенно не любили, как американский танк М-3 «Ли» названный в честь известного генерала времен Гражданской войны в США Роберт Эдвард Ли, руководившего войсками южан.

2. Что было не так с М-3 «Ли»?



Трехэтажный М-3 был самым неоднозначным танком. |Фото: 123ru.net.

Трехэтажный М-3 был самым неоднозначным танком. |Фото: 123ru.net.


На самом деле как средний танк М-3 «Ли» был достаточно неплох. Удачно применялась боевая машина как в Африке, так и на Восточном фронте вплоть до 1942 года. М-3 имел солидное вооружение для периода начала войны: 75-мм пушку, 37-мм пушку и от 3 до 4 пулеметов калибра 7.62 мм. Как несложно догадаться, такое количество вооружения превращало американский танк в достаточно причудливую многобашенную конструкцию и раздувало его экипаж до 6-7 человек в зависимости от количества турелей с пулеметами. При это в 1941 году у танка была неплохая броня: лоб 51 мм, борта 38 мм, корма 38 мм. И неплохие ходовые качества – до 39 км/ч на шоссе, удельная мощность 11.1 л с/т. Это заметно ниже, чем у Т-34-76 – 54 км/ч на шоссе и 19.5 л с/т удельной мощности, но все еще очень неплохо.

Советские танкисты их не шибко жаловали. |Фото: fishki.net.

Советские танкисты их не шибко жаловали. |Фото: fishki.net.


Однако, был у М-3 как минимум один страшный недостаток, который проморгали американские конструкторы и учли советские при разработке отечественных танков. А все потому, что до 1941 года у танковой школы США фактически не было реального боевого опыта. Применение бронетехники США в Первой мировой войне было крайне ограниченным. Советский Союз же успел повоевать с Японией и с Финляндией до 1941. А потому от концепции собственных многопушечных многобашенных боевых машин – сухопутных крейсеров окончательно отказались еще в финскую войну. У американцев подобного опыта не было, а потому М-3 с его размером экипажа и габаритами казался неплохой идеей…

Танк был легкой мишенью. ¦Фото: strana-rf.mirtesen.ru.

Танк был легкой мишенью. ¦Фото: strana-rf.mirtesen.ru.


Собственно, именно габариты танка и были главной проблемой. Они делали его крайне уязвимой целью как для немецких танков, так и для немецких артиллеристов. Применять М-3 «Ли» приходилось очень осторожно. Притом, что М-3 – это средний танк, его высота составляла 3.1 метра. Для сравнения высота советского Т-34 – 2.4 метра. По своим габаритам американский средний танк, был сопоставим с советским тяжелым танком КВ-1 – высота 3.2 метра. При этом бронирование КВ-1 превосходило бронирование М-3 «Ли» на 50% и больше. Вот и получалось, что вкупе с «раздутым» экипажем на 6-7 человек, М-3 превращался в братскую могилу на гусеницах. За что советские танкисты мрачно обзывали М-3 аббревиатурами «БМ» - братская могила и «ВГ» - верная гибель, добавляя «индекс» 6 или 7 в зависимости от количества членов экипажа, например БМ-6 или ВГ-7.

А вот интересное видео с нашего канала:



Если хочется узнать еще больше о Второй мировой войне, то стоит почитать про отличный «Черчилль»: за что красноармейцы любили этот странный танк Ленд-лиза.


Обратите внимание:







6586
16.05.2022 22:06
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё