
В отечественном информационном пространстве есть несколько пистолетов, которые приобрели по-настоящему всенародную славу. ПСМ – не из их числа, хотя назвать этот пистолет малоизвестным, конечно, язык не повернётся. На первый взгляд оружие это достаточно спорное, хотя на самом деле «грехов» у пистолета не то чтобы много. При этом у ПСМ есть сразу два важных достоинства, за которые его операторы готовы прощать оружию все шероховатости.

Сначала был патрон.
В начале 1970-х годов советский Комитет Государственной Безопасности захотел получить новую «игрушку» для вооружения сотрудников: малогабаритный, компактный пистолет, способный одновременно выступать в качестве оружия последнего шанса и средства для гарантированного поражения хорошо защищённого противника. Интерес к подобному оружию проявили и представители других советских организаций: МВД, Минобороны и как ни странно – дипломатического корпуса. Нужно ли говорить, что создание подобного пистолета оказалось нетривиальной задачей? Поэтому к делу было решено подключить проверенных людей – парней из ЦКИБ СОО в Туле. Сердцем и мозгами проекта, стартовавшего в 1970 году, стали трое конструкторов: А.А. Симарин, Т.И Лашнев и Л.Л. Куликов.

Оружие для КГБ.
Создать компактное, но при этом мощное оружие оказалось непросто. К счастью, трудиться пришлось не на пустом месте, ведь ещё с 1960-х годов в СССР велись работы по созданию малокалиберного пистолета повышенной мощности для сотрудников КГБ и МВД. В рамках этой работы в Союзе был создан новый патрон – 5.45x18 мм МПЦ. Это был боеприпас с латунной гильзой бутылочной формы, снаряжённый 0.16 граммами пороха и оснащённый оболочной биметаллической остроконечной притуплённой пулей. При давлении до 133 Мпа, пуля приобретала начальную скорость в 315 м/c. Благодаря этому (и своей форме) поражающий элемент приобретал поистине феноменальное пробивное действие. Так, с помощь 5.45х18 мм МПЦ можно было пробивать бронежилеты I класса. Для понимания – это задача во многом непосильная для других пистолетных патронов, в том числе популярных 9 мм калибров.

Простой и надёжный.
Именно этот патрон и стал отправной точкой в деле конструирования нового пистолета для скрытого ношения. Советским конструкторам не удалось полностью вложиться в условия технического задания: в КГБ хотели пистолет толщиной не более 17 мм. Однако, получившийся по итогу пистолет всё равно произвёл позитивное впечатление на «Конторских». Толщина ПСМ составила 18 мм, что всё ещё было близко к толщине пачки из-под сигарет. При этом пистолет имел длину всего в 155 мм и высоту в 117 мм. С вынутым магазином масса оружия составляла 0.46 кг. Боепитание осуществлялось от 8-патронных магазинов. Все использованные технические решения служили единственной цели: достижению максимальной компактности и при сохранении высокой эффективности огня. Пистолет был построен на использовании принципа свободного затвора и оснащён ударно-спусковым механизмом двойного действия.

Не пистолет, а пачка сигарет!
Интересной особенностью ПСМ стало автоматическое снятие пистолета с затворной задержки при извлечении элемента боепитания. Так же пистолет получил совмещенный с рычагом взвода предохранитель. Отдельного упоминания была достойна высочайшая по меркам своего времени эргономика новинки. Оружие было хорошо сбалансированно, надёжно и приятно лежало в руке. При этом ПСМ был относительно прост в обслуживании и ремонте, что только добавляло ему баллов в глазах потенциальных операторов. Конечно, были у ПСМ и недостатки. Обращение с пистолетом требовало приобретения соответствующего навыка, так как у новинки были некоторые особенности в поведении. Во-первых, несмотря на скромный калибр у ПСМ была очень резкая отдача. Во-вторых, после первого выстрела ствол начинало подбрасывать и уводить в сторону. Оба недостатка парировать лишь опытом стрелка, что делало ПСМ не самым гостеприимным оружием для новичка.

Используется по сей день.
По итогу из всех заказчиков недовольны пистолетом остались только военные. Новинка оказалась малопригодна для использования в полевых условиях, а потому от идеи принять ПСМ на вооружение ещё, как и офицерский пистолет – в итоге отказались. Зато правоохранителями, разведчикам и высокопоставленным лицам, нуждающимся в индивидуальном оружии, новинка пришлась по вкусу. Даже несмотря на том, что 5.45х18 мм патрон обладал крайне слабым останавливающим действием. Пуля МПЦ оставляла крайне небольшой раневой канал из-за чего пострелянный человек «очень не сразу» выходил из строя. Однако, это была расплата боеприпаса за возможность гарантированно пробивать бронежилеты. Что в силу специфики применения ПСМ воспринималось «конторскими» как более предпочтительное качество.
А вот интересное видео с нашего канала - Могут ли пассажирские самолеты на автопилоте взлетать и садиться, как это сделал советский «Буран»:
В продолжение темы читайте про 5 лучших «антиматериальных» винтовок, из которых можно попасть даже в спичечный коробок.
