Российская бронемашина БМП-3 – одиозная техника, о которой чего только не писали и не говорили. Машина получилась очень спорной и до сих пор вызывает серьёзные дискуссии, несмотря на успешный опыт применения на поле боя. Слухов об этой бронемашине тоже ходит немало. Согласно одному из них, бронирование БМП-3 целиком и полностью алюминиевое, но так ли это на самом деле?
Мягкий алюминий для брони
Алюминиевая броня./ Фото: mtdata.ru
Хоть это уже и стало общепринятой мировой практикой, но использование этого металла для изготовления брони нельзя не считать удивительным. В БМП-3 бронирование тоже сделано на основе алюминия, но это был не первый и не единственный случай на памяти отечественных специалистов. И до этого, и после для защиты лёгкой бронетехники использовался этот лёгкий металл, который по твёрдости и прочности сильно уступает стали. Причин для этого много, и все они важные. Главная же – гораздо меньшая плотность металла, а значит, и вес. В случае с боевой машиной пехоты и прочей аналогичной техникой снижение веса означает бОльшую грузоподъёмность и манёвренность, то есть возможность быстрее доехать, лучше маневрировать в сложных условиях, больше привезти и столь же быстро уехать. В этом вся суть легкобронированной техники, для которой серьёзная и тяжёлая броня – это помеха.
Пластина из алюминиевой брони./ Фото: guns.ru
Для изготовления брони используют сплав на основе алюминия, а входящие в него компоненты намного повышают прочностные характеристики. Защищает она лишь от стрелкового оружия калибра 7,62, возможно – 12,7 миллиметра, а также от осколков, если не сильно близко прилетело. На большее она не способна, поскольку толщина бронирования очень ограничена. Единственный же способ её усилить – это использовать стальные щиты и динамическую защиту, что, в принципе, тоже является стандартной практикой. Яркий тому пример – американский бронетранспортёр «Бредли» и БМП-3.
Зачем нужна стальная броня
Бронетранспортёр М113./ Фото: vk.com
Боеприпасы для стрелкового оружия бывают разные, и они постоянно совершенствуются, поэтому бронирование рано или поздно перестаёт соответствовать минимальным требованиям защиты. Так, к примеру, произошло с американскими БТР М113 и «Бредли», у которых в фабричной комплектации не предусматривалось дополнительной защиты, только алюминиевое бронирование. Поэтому для них пришлось изготавливать дополнительную броню, уже стальную. Её сделали в виде пластин, которые крепились к внешней обшивке корпуса. Конечно, это была не настолько толстая броня, как у тех же танков, но она снижала кинетическую энергию снаряда, а дальнейшая защита ложилась на плечи алюминиевых листов. При этом речь шла исключительно о стрелковом оружии и пушках калибра 30 миллиметров, даже стальные пластины не могли справиться с артиллерийскими снарядами или противотанковыми гранатами, оснащёнными бронебойным кумулятивным зарядом. Поэтому естественным продолжением истории стало оснащение бронетранспортёров системами динамической защиты, что повышало их выживаемость на поле боя. С российской БМП-3 история была совсем другая.
М – Модернизация
БМП-3./ Фото: topwar.ru
Изначально БМП-3 собирались сделать более совершенной машиной, чем все предыдущие, и внесли в конструкцию несколько новшеств. Одним из них стал перенос двигателя из передней части в заднюю, таким образом авторы проекта хотели улучшить компоновку и оптимизировать внутреннее пространство. Правда, за это они подверглись нещадной критике, поскольку экипаж лишался серьёзной защиты. С передним расположением силовой установки в случае пробития лобового бронирования экипаж всё равно имел неплохие шансы остаться в живых, поскольку его защищал массивный двигатель. После его переноса назад такая защита исчезала, а экипаж подвергался намного большей опасности. В итоге этот спор стал настолько масштабным, что дошёл до непосредственного заказчика, и тот всё же принял решение перенести мотор назад. Так можно было вместить в десантное отделение больше бойцов, а также улучшался баланс бронемашины, в том числе и за счёт более лёгкого двигателя.
БМП-3./ Фото: pinterest.com
Снижение безопасности экипажа всё-таки пришлось компенсировать, правда, решение оказалось неочевидным. Самым простым способом было увеличение толщины бронирования, но с алюминиевым сплавом это работает плохо. В определённых обстоятельствах более пластичный алюминий неплохо выдерживает попадание даже бронебойных снарядов, но только в том случае, если угол не приближается к 90 градусам, иначе металл не выдержит. У алюминия слишком маленькая прочность и твёрдость. Единственным выходом из положения были стальные экраны, установленные в наиболее критичных местах.
Боевая машина пехоты./ Фото: topwar.ru
Двухслойное бронирование решало сразу две проблемы. Первая – хоть какая-то защита экипажа и десанта, поскольку гомогенная алюминиевая броня справлялась с этой задачей гораздо хуже (впрочем, правильнее будет сказать, ещё хуже). Вторая же – экономия веса, поскольку увеличение толщины алюминиевых листов было бы слишком большим. Так БМП-3 получил стальные экраны, причём между ними и алюминиевой бронёй оставили небольшой воздушный зазор, что несколько увеличивало степень защиты. Прошедший модернизацию БМП-3 в современном исполнении получил возможность установки дополнительной защиты. Это могут быть бронированные панели, решётчатые экраны для защиты от беспилотников, а также комплекс динамической защиты, способный противостоять средствам противотанковой борьбы.
Помимо БМП-3 и другой, уже ставшей привычной бронетехники, российские специалисты разработали боевую машину для поддержки танков, но в боевых условиях она показала себя совсем не так, как от неё ожидали. В других странах тоже пытались создать аналогичную машину с разной степенью успешности.