
Каких только фотографий сегодня не гуляет по просторам интернета! Чего стоят столько снимки пассажирских самолётов, что в результате посадки «забурились» передней стойкой шасси во взлётно-посадочную полосу. Еще лет 5 назад большинство скептиков назвали бы подобные изображения продуктом монтажа с помощью «фотошоп». Сегодня же в таких случаях сразу винят нейросети. Однако, ирония в том, что снимки с «утонувшими» в бетоне шасси самолётов – это отнюдь не чья-то подделка.
Это система экстренного торможения.
Почему самолёт на фотографии «вгрызается» резиновыми шасси в бетонную взлётно-посадочную полосу? Какие только версии на этот счёт не строят в популярных блогах русскоязычного сегмента интернета. Пока одни винят природные условия, другие возлагают ответственность на криворуких строителей. Третьи и вовсе со всей авторитетностью и без какой-либо тени сомнения заявляют, что снимки с утонувшими в полосе шасси – это не более, чем «нейросетевой фотошоп». Но правда жизни в том, что ни одна из этих популярных версий не соответствует действительности. И начать необходимо с главного: колёса самолётов на представленных фотографиях «тонут» вовсе не во взлётно-посадочной полосе, а в системе EMAS.

Напоминает гальку вокруг гоночных трасс.
Название «Engineered materials arrestor system» (EMAS) можно перевести на русский язык примерно, как «система гашения из инженерных материалов». Если не усложнять, то, по сути, это пассивная система экстренного торможения. Существует она на случай, когда появляется риск выкатывания приземляющейся машины за пределы взлётно-посадочной полосы. Случается подобное не часто, однако, когда всё-таки происходит, самолёт оказывается в серьёзной опасности. Для тяжелых лайнеров выезд за пределы асфальтобетонной полосы чреват поломкой шасси, заносом и авиакатастрофой. Дополнительно ситуация осложняется тем, что во многих аэропортах мира за полосой может оказаться недостаточно свободного места для относительно «безопасного» крушения. Из-за чего дополнительно возникает риск столкновения самолёта с какой-нибудь постройкой или растительностью.
Работает почти идеально.
Соответственно, EMAS позволяет быстро и практически безопасно остановить выскочивший за пределы ВПП самолёт. Принцип работы у этой системы тот же, что и у песчано-гравийного уловителя на гоночных трассах. Идея предельно проста: колёса транспортного средства попадают в вязкий материал, благодаря чему происходит стремительная остановка. Конечно же, с технической стороной системы гашения дела обстоят куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Полосы EMAS должны иметь строго выверенную длину и глубину. А главное для их создания требуются специальные строительные материалы. Чаще всего это не армированные бетонные блоки из специфических марок цемента. Протяженность большинства полос EMAS составляет 180 метров. При этом частью ВПП система гашения не считается. Соответственно, выезжать на это покрытие в нормальной ситуации – строжайше запрещено.

Не позволяет самолёту вылететь за полосу.
При всей кажущейся незамысловатости этой системы она неоднократно доказывала свою высокую эффективность. Только в США за год случается от 5-15 выкатывании приземляющихся самолётов за пределы взлётно-посадочной полосы. При этом что немаловажно, EMAS не столько спасает жизни людей, но и серьёзно экономит деньги на ремонте самолётов. Например, несколько лет назад в Европейском Союзе было подсчитано, что экономия от первых 11 срабатываний системы гашения полностью окупила затраты на разработку и создание таких полос, превысив сумму в 1.9 млрд долларов. Однако, при этом не нужно думать, что EMAS обеспечивает абсолютную защиту. По словам специалистов, рассчитана система гашения в первую очередь на тяжелый пассажирские лайнеры и грузовые самолёты. Для небольших и лёгких самолётов такие полосы не представляют никакой ценности.

Чаще всего делают из особых марок бетона.
А вот интересное видео с нашего канала - в сети сбывают новенькие ВАЗы как с завода – откуда такие машины берутся в 2020-х:
В продолжение темы читайте про 7 улиц мира, которые заслуживают быть занесенными в Книгу рекордов (одна из них уже там).
