В последние несколько лет в производстве беспилотников наметился большой прогресс, они стали более совершенными и получили новые возможности. Яркий тому пример – XQ-58A «Валькирия», один из наиболее перспективных БПЛА. Одним из последних его усовершенствований стало отделяющееся шасси, проще говоря, реактивная каталка.
«Валькирия»
Kratos XQ-58 Valkyrie./ Фото: zelengarden.ru
Соединённые Штаты вкладывают огромные средства в разработку беспилотных систем и летательных аппаратов. Была открыта целая программа по разработке БПЛА с небольшой стоимостью, которые можно было бы штамповать в больших количествах, не особо задумываясь об их цене. Правда, проект Kratos XQ-58A сильно выделялся на общем фоне. Этот беспилотник никак нельзя было назвать простым или дешёвым, он больше напоминал реактивный истребитель в миниатюре. Впрочем, разработчики предприняли целый ряд шагов по упрощению его конструкции и снижению расходов на производство. К примеру, «Валькирия» полностью лишилась системы взлёта и посадки, то есть шасси у беспилотника отсутствовало. Для запуска XQ-58A использовалась подвижная грузовая или стационарная платформа с наклонными направляющими. Впрочем, всё это ничуть не помешало беспилотнику продемонстрировать неплохие результаты.
Беспилотник «Валькирия»./ Фото: wikiwand.com
XQ-58A разрабатывали для разведки и использования в качестве ударного БПЛА. Он имел грузовой отсек и внешние крепления для полезной нагрузки, которая составляла до 500 килограмм, поэтому на нём можно было разместить немало разведывательного оборудования или боеприпасов. Это могло быть что угодно, от работающих в разных диапазонах камер с большим разрешением до умных мин, управляемых ракет или бомб. Конструкторы даже придумали модуль, превращающий «Валькирию» в летающую базу для небольших беспилотников. Впрочем, у беспилотника был фатальный недостаток, который сильно снижал возможности его применения. Это было отсутствие шасси и механизма взлёта, от которых решили избавиться ещё в самом начале разработки.
Отбросить колёса и полететь
Размер «Валькирии» по сравнению с самолётом./ Фото: aerotime.aero
У конструкторов было сразу несколько весомых причин избавить XQ-58A «Валькирия» от колёсного шасси. Первая – экономия веса. Шасси вместе со всем сопровождающим его оборудованием весит пару сотен килограмм, а для беспилотника это довольно много. Вторая причина – экономия денег. К колёсам здесь прилагается не только, к примеру, гидравлическое оборудование, но и огромное количество электроники. Она необходима, чтобы вообще иметь возможность посадить беспилотник на ВВП неважно в каком режиме, с участием живого оператора или без. В отсутствие этого оборудования БПЛА не сможет ни взлететь, ни приземлиться, а стоит оно очень дорого. В итоге от всего этого избавились, ведь главной целью было создать относительно простой и дешёвый беспилотник.
У беспилотника нет стационарного шасси./ Фото: iboards.ru
Вот только потом оказалось, что невозможно оснастить стартовой платформой каждое потенциальное место запуска «Валькирий», а таскать её за собой крайне тяжело, накладно и очень неэффективно. Американские военные раскритиковали представленный им проект и потребовали придумать способ запуска, для которого не понадобится возить с собой громоздкое и тяжёлое дополнительное оборудование. Решением жизненно важного вопроса стало съёмное шасси.
Беспилотник на съёмном шасси./ Фото: stern.de
Вместо того чтобы вешать шасси на беспилотник и многократно увеличивать сложность проекта, колёса решили оставить на земле. Причём платформу даже не планировали поднимать в воздух, а просто установить на неё «Валькирию», разогнать, а в момент отрыва от земли расцепить между ними соединение. С одной стороны, полностью отпадает необходимость в наличии тяжёлой и громоздкой пусковой платформы, с другой же, не требуется монтировать шасси на БПЛА. При этом военные принципиально не собирались менять конструкцию беспилотника XQ-58A, а одним из обязательных условий указали полный отказ от его модификации.
Шасси у тележки трёхколёсное./ Фото: iboards.ru
Основные работы по созданию внешнего шасси для XQ-58A «Валькирия» были завершены совсем недавно, но его уже успели попробовать в действии. Как показали проведённые тесты, конструкция оказалась более чем работоспособной и полностью подтвердила правильность идеи. Конструкция шасси очень простая, а представляет оно собой трубу на трёх колёсах. Стальная труба обеспечивает необходимую жёсткость и опирается на три точки: два колеса находятся на задней оси, а спереди – одно самовыравнивающееся. Тележкой этой управлять не требуется, а имеющаяся на шасси электроника предназначена для контроля скорости и работы замков.
Kratos XQ-58 Valkyrie./ Фото:
Принцип действия самого беспилотника не изменился. Раньше для запуска его устанавливали на наклонную поверхность стартовой платформы, XQ-58A стартовал по аналогии с обычной ракетой и разгонялся твердотопливным двигателем. Как только он отрывался от платформы, управление брала на себя бортовая система, и беспилотник набирал высоту и отправлялся к месту назначения. С тележкой всё работает немного иначе. Закреплённый на шасси БПЛА разгоняется по взлётно-посадочной полосе до расчётной скорости, после чего срабатывают замки, крылья поднимают его в воздух, а тележка катится дальше. Никаких тормозных устройств на ней не предусмотрено, она останавливается сама и может быть использована для запуска следующего беспилотника. Разработчик подтвердил, что отделяемое колёсное шасси включат в комплект поставки беспилотника «Валькирия», когда наладят его серийное производство.
Соединённые Штаты – не единственная страна, которая ведёт разработку боевых ударных беспилотников, в России тоже ведётся работа в аналогичном направлении. В результате же был создан сверхзвуковой дрон «Охотник», который уже успел продемонстрировать свой потенциал.