Советский штурмовик Су-25, известный также под прозвищем «Грач», был принят в эксплуатацию еще в 1981 году. Несмотря на достаточно солидный возраст, машина все еще используется и демонстрирует высокие результаты. В 2009 году воздушные силы России возобновили закупку этих машин. На сегодняшний день советский «Грач» вытащил на своих хрупких крыльях уже почти два десятка вооруженных конфликтов. И хотя машина из раза в раз делом доказывает, что на пенсию ей еще рано, неуязвимым Су-25 отнюдь не является. А ведь когда-то на смену ей должен был прийти другой самолет…
Популярный штурмовик. |Фото: thepics.top.
Подумать только, разработка Су-25 началась в Советском Союзе еще в 1969 году. Первый полет машина совершила в феврале 1975 года, а в серийное производство пошла с 1978. Официально на вооружении «Грач» состоит с 1981. Боевое крещение 25-ый, конечно же, прошел в Афганистане. И с тех самых пор стальной птице нет покоя: Ирак, Ангола, Персидский залив, Абхазия и Карабах, Чечня и Конго, Эфиопия и Сомали, Южная Осетия, Сирия и так вплоть до известных событий нашего времени.
Используется множеством стран по сей день. |Фото: Twitter.
Тремя главным эксплуатантами Су-25 остаются Россия, КНДР и Беларусь. В их распоряжении имеется примерно по 200, 34 и 40 самолетов данной модели. У остальных стран «Грачей» сильно меньше. В хоть сколь-нибудь представительном количестве они есть также у Азербайджана – около 20, Армении – 15, Болгарии – 14, Перу – 18, Туркменистана – 31 и, конечно же, Украины – 31 самолет по состоянию на 2017-2018 годы. Как не сложно заметить – самолет достаточно популярный. При этом «Грач» постоянно модернизируется, правда, не коренным образом, по большей части всякая модернизация сводится к улучшению характеристик. Например, все той же скороподъемности самолета, которая и сегодня оставляет желать лучшего.
Серьезная машина до сих пор. |Фото: Twitter.
При этом еще в 1984 году совершила свой первый полет модификация Су-25Т, предназначенная для борьбы со вражеской бронетехникой, кораблями (вплоть до эсминца), вертолетами, транспортными самолетами. Также модификация Су-25Т рассматривалась как более эффективное средство для нанесения ударов по огневым точкам противника и объектам инфраструктуры. Действовать 25Т мог на высоте до 5 км в любое время суток. Дальность боевого вылета могла составляет 450 км. С оригинальным 25-ым новый «Грач» был унифицирован на 85%, однако имел ряд серьезных отличий: одноместную кабину, более продвинутый прицельный комплекс «Шквал», у самолета были другие двигатели и два дополнительных топливных бака.
Серийному производству помешал распад СССР. ¦Фото: авиару.рф.
Пушечную установку ВПУ-17А в Су-25Т заменили на ННПУ-8М. В состав вооружения добавили новые ракеты «воздух-поверхность» с лазерной и телевизионной системой наведения. Самолет также получил новую РЭБ «Иртыш» и станцию ИК-помех «Сухогруз». Увы, в серийное производство Су-25Т запустили перед самым распадом СССР. Тбилисский авиационный завод успел выпустить лишь пробную партию в 12 машин, после чего общей страны не стало. Позднее Улан-Удэнский авиационный завод выпустил еще 4 самолета Су-25Т, однако до крупносерийного производство машина так и не добралась.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте «Балалайка»: благодаря чему старый советский истребитель МиГ-21 до сих по остается в строю.