
Для непосвящённого человека густой чёрный или же белый дым, валящий из выхлопной трубы, значит лишь одно – не очень эстетичный внешний вид, хотя на самом деле проблема куда серьёзнее и глубже. Это явный признак, что двигатель внутреннего сгорания работает явно не в штатном режиме. Причин для этого много, и одна хуже другой. Даже самая безобидная из них потребует от водителя определённых действий.
1. О чём дымит двигатель

Работа двигателя
Даже в самом простом автомобильном двигателе происходят сложнейшие процессы, на серьёзное объяснение которых потребуется не одна книга. В его цилиндрах ежесекундно происходят микровзрывы топливно-воздушной смеси, а их температура достигает 900 градусов по Цельсию. Именно от точности рецепта этой смеси и условий её сгорания зависит, что в итоге полетит из выхлопной трубы. Именно поэтому густой дым необычного цвета всегда говорит о сбое в работе мотора. Самое же интересное, что цвет и его количество могут много рассказать о возможных поломках, неполадках или же нарушениях в режимах. Механикам с солидным опытом обычно хватает одного взгляда, чтобы оценить ситуацию и поставить предварительный диагноз.

Работа двигателя
На самом деле принципы довольно простые. Чёрный, коптящий дым — это явный намёк на неправильный топливо-воздушный баланс, где горючего слишком много, а кислорода мало. В свою очередь, густой и устойчивый белый дым, особенно на прогретом двигателе, буквально кричит о попадании посторонних жидкостей в камеру сгорания, и чаще всего антифриза. Сизый же и маслянистый дым обычно указывает на угар моторного масла. Что интересно: составляющая основу чёрного дыма сажа обладает колоссальной удельной поверхностью. Всего один её грамм по площади пор может соперничать с целым футбольным полем. Эта мелкодисперсная субстанция является отличным абразивом и при этом загрязняет все системы выхлопа, по которым она проходит.
2. Страшный чёрный дым

Дым - показатель работы
Когда из выхлопной трубы валит густой чёрный дым, можно с уверенностью сказать, что в цилиндрах двигателя явно происходит что-то не то. Суть проблемы простая: горючего поступает с избытком, а кислорода для его полного сгорания катастрофически не хватает. В результате вместо чистой химической реакции получается процесс, напоминающий тление костра, и при этом выделяется большое количество углерода в виде сажи. Именно её клубящиеся облака и видны окружающим. Причин тому может быть много, но все они сводятся к нарушению золотого баланса «воздух-топливо».

Забитый воздушный фильтр
Одна из самых частых и банальных — грязный воздушный фильтр. Деталь, предназначенная для защиты мотора от пыли, со временем сама становится проблемой. Мотор начинает буквально задыхаться, не получая нужного объема воздуха. Электронный блок управления, руководствуясь данными датчиков, продолжает подавать топливо в расчёте на нормальное количество кислорода, но его нет. Результат — несгоревший бензин или солярка в виде сажи.

Датчик расхода воздуха
Неочевидный виновник — вышедшие из строя датчики. К примеру, датчик расхода воздуха (ДМРВ), «врущий» контроллеру, или лямбда-зонд, неверно оценивающий состав выхлопа. Мозги автомобиля на основе этих неверных данных льют ещё больше топлива, усугубляя ситуацию. Двигатель в этом случае работает не благодаря электронике, а вопреки ей.

Форсунки двигателя
Наконец, проблемы может создавать и сама топливная аппаратура. Например, форсунки, которые не распыляют горючее, а попросту льют его в цилиндр, или падение давления в топливной рампе. В дизельных двигателях к похожим симптомам часто приводят неверно настроенные топливные насосы высокого давления (ТНВД).

Сажа - враг автомобиля
Последствия всего этого совсем не безобидны: аппетит автомобиля растёт, а выхлопная система сильно страдает. Дорогостоящий каталитический нейтрализатор, предназначенный для дожигания вредных примесей, просто забивается сажей и выходит из строя. Разжиженное несгоревшим топливом моторное масло теряет свои защитные свойства, и это ускоряет износ всех трущихся пар двигателя. Выход один — не откладывая, искать причину.
3. Белый дым и антифризный кошмар

Облако белого дыма
В отличие от чёрного, густой белый дым часто указывает на куда более серьёзные проблемы, чем просто несбалансированная смесь. Главное, не спутать его с безобидным паром в сырую или холодную погоду. Водяной пар рассеивается быстро, а вот маслянистый белый дым висит в воздухе плотным, едким облаком и часто имеет сладковатый запах антифриза. Это верный признак, что в цилиндрах оказалась охлаждающая жидкость. При этом главный виновник в этой ситуации — пробитая прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ). Эта прокладка — сложный бутерброд из многослойного металла и упругих материалов, который герметично разделяет блок цилиндров, где происходит сгорание, и головку блока с её сетью масляных каналов и рубашкой охлаждения. Когда эта перегородка прогорает (часто из-за перегрева), антифриз из системы охлаждения получает прямой доступ в цилиндр.

Антифриз в двигателе
В цилиндр, где должно гореть только топливо, впрыскивается порция охлаждающей жидкости. При такте сжатия и во время рабочего хода эта жидкость превращается в пар, который и вырывается наружу в виде густого белого облака. Количество дыма поражает, и оно не уменьшается по мере прогрева, а лишь увеличивается. Вот только дым — это лишь видимая часть проблемы. Куда опаснее то, что происходит внутри. Антифриз, смешиваясь с моторным маслом, образует густую эмульсию, которую легко обнаружить на масляном щупе — она похожа на светло-коричневую сметану. Эта субстанция полностью уничтожает смазывающие свойства масла. В результате все трущиеся детали двигателя — вкладыши коленвала, распредвала, стенки цилиндров — начинают работать практически на износ.

Антифриз ещё хуже сажи
Факт, который заставит задуматься любого водителя: езда с такой неисправностью даже на небольшие расстояния гарантированно приводит к капитальному ремонту двигателя. Антифриз не только смывает масляную плёнку, но и провоцирует задиры на зеркале цилиндров и может привести к заклиниванию поршневой группы. В этом случае ремонт измеряется уже не десятками, а сотнями тысяч рублей.
4. Как быть водителю

Главное - правильная диагностика
Когда из выхлопной трубы появляется неестественный дым, главное — не игнорировать проблему, и сделать всё правильно. Первым делом точно определяют цвет и характер дыма. Чёрный сажевый дым сложно спутать с чем-либо, а белый требует более внимательных наблюдений. Если белый дым не рассеивается через 5-7 минут после полного прогрева двигателя и имеет маслянистую структуру, то проблема серьёзная.

Замена воздушного фильтра
С чёрным дымом обычно начинают с самого простого — с проверки воздушного фильтра. Если он забит пылью и грязью, то его замена поможет хотя бы частично. Если же фильтр в порядке, то причина кроется глубже — в датчиках или в самой топливной системе, и здесь без визита в сервис не обойтись. Использовать машину с чёрным дымом можно, но нежелательно: это ведёт к повышенному расходу топлива, разрушению катализатора и разжижению масла.

Эмульсия с антифризом
С густым белым дымом ситуация критическая, и первый шаг — обязательная проверка масляного щупа. Если масло превратилось в светло-коричневую эмульсию, диагноз практически однозначен — пробой прокладки ГБЦ или трещина в блоке. В этом случае запускать двигатель категорически нельзя, а единственно верное решение — вызов эвакуатора. Попытка доехать до сервиса своим ходом даже на небольшие расстояния наверняка приведёт к капитальному ремонту двигателя. Разрушение вкладышей коленвала, задиры на цилиндрах и проворот шатунных вкладышей — стандартный набор последствий такой «экономии» на эвакуаторе. Если же водитель будет внимателен к сигналам автомобиля, он сможет немало сэкономить.
Ещё интересное с нашего канала:
Чем примечательна советская реактивная система залпового огня «Ураган», придуманная в Чехословакии
Если же водитель будет внимателен к сигналам автомобиля, он сможет немало сэкономить на ремонте и обслуживании. Впрочем, он может упростить себе жизнь с самого начала, если выберет автомобиль с надёжным двигателем, который заслужил хорошую репутацию.
