
Пара автомобильных фар воспринимаются привычной, хоть и важной частью машины, без которой нельзя обойтись в темноте, но как видно из истории автопрома, инженеры и дизайнеры не всегда ограничивались только двумя. В прошлом выпускали экзотического вида модели с третьей фарой, расположенной иногда на месте радиаторной решётки, а иногда чуть выше, в центре капота. Одни считали это экспериментом, другие — элементом моды и дизайнерским приёмом. И каждый раз для такого расположения были свои причины.
Эксперименты с третьим глазом

Трёхглазый Tucker 48
Уже в начале 1930-х годов создателям автомобилей перестало хватать стандартной пары фар. Они просто не справлялись со своей работой: освещение дороги на поворотах было слабым, а светового потока не хватало, чтобы осветить встречный транспорт. Конструкторы искали способы улучшить ситуацию и ставили рискованные эксперименты, хотя чаще всего это ограничивалось дополнительными прожекторами или концептами. Для публики такие опыты выглядели как фантастика, автомобиль словно получал собственный третий глаз и мог следить за дорогой.

Дополнительная фара
К 1950-м годам автомобили стали превращаться из средства передвижения в показатель статуса, а необычные технические детали быстро стали частью имиджа. Самым же известным примером того времени стал Tucker 48, который в 1948 году удивил публику, сверкая центральной фарой. Интересно, что она могла поворачиваться, причём была связана с рулевым управлением и смотрела в ту же сторону, что и колёса. Благодаря этому она светила на дорожное полотно даже в поворотах, и для водителей это было большим подспорьем. На тот момент эта технология была большим новшеством и воспринималась как технический прорыв.

Развитие третьей фары - Citroën DS с новейшей оптикой
Европа тоже не отставала, и в 1950–1960-х годах французские инженеры пошли ещё дальше, развив идею с дополнительной фарой до новых высот. Легендарный Citroën DS, появившийся в 1955 году, стал одним из символов автомобильного дизайна XX века, и его светотехника лишь усиливала этот эффект. После рестайлинга 1967 года эта модель получила подруливающие фары, которые смотрели в сторону поворота вместе с рулём. В более дорогом Citroën SM 1970-х годов эту систему довели до совершенства — фары могли не только поворачиваться, но и автоматически регулировать угол наклона, подстраиваясь под рельеф дороги. Получался настоящий адаптивный свет, который вызывал восторг у одних и недоумение у других.

Оптика Citroën DS
Подобная техника была дорогой и сложной в производстве, а поэтому встречалась лишь на престижных автомобилях, которые разрабатывались исключительно для того, чтобы подчеркнуть превосходство марки. Немалой частью своей популярности эти машины были обязаны как раз наличию третьей фары.
Советские попытки и необычные прототипы

Трёхглазый ЗИС-115
В СССР подход к созданию автомобилей был слишком практичным и консервативным, чтобы третья фара стала массовым явлением, но даже здесь к ней конструкторы проявляли определённый интерес. В середине прошлого века отечественные заводы внимательно следили за западными экспериментами и иногда пробовали повторить их на собственных разработках. По некоторым данным, на отдельных опытных машинах Горьковского автозавода устанавливали дополнительный прожектор в центре решётки радиатора, который должен был помогать на загородных трассах и в условиях плохой видимости. Впрочем, до серийного производства такие проекты не дошли, и о них напоминают лишь редкие фотографии и музейные экспонаты.

ЗИС-115
Особого внимания заслуживают лимузины ЗИЛ, создававшиеся для правительственных гаражей. На некоторых опытных модификациях инженеры пробовали устанавливали дополнительную фару и искали баланс между функциональностью и эффектным внешним видом. Эти эксперименты выглядели необычно даже по меркам крупных представительских машин: центральный «глаз» сразу выделял автомобиль на дороге и бросался в глаза. Впрочем, от идеи быстро отказались. На практике эффективность никак не могла сравниться с возросшей сложностью конструкции и, соответственно, с усложнением производства. По этой причине от новшества отказались.

ЗИС-115
Сложно, дорого и не очень продуктивно. Именно так оценили третью фару в Советском Союзе, посчитали идею недостойной внимания и забросили её. Здесь производители главный упор делали на упрощение конструкции, снижение цены и повышение надёжности, поэтому у столь оригинального технического новшества будущего не было.
Почему мода ушла и где «третий глаз» встречается сегодня

Татра с нестандартной оптикой
К концу 1970-х годов идея третьей фары постепенно утратила актуальность. Главная же причина крылась в развитии самих технологий: обычные блок-фары становились мощнее, свет распределялся равномернее, а новые стандарты безопасности жёстко ограничивали форму и расположение светотехники. Третья фара перестала быть насущной необходимостью и из диковинки превратилась в избыточное дополнение, которое не вписывалось в нормы по унификации автомобилей. Кроме того, её сложные механизмы увеличивали стоимость, делали техобслуживание более сложным, а ремонт весьма проблематичным и дорогим.

Подобные машины давно исчезли
Тем не менее сама концепция оказалась весьма живучей, а своё продолжение она получила в 1990-х. Появились новые технологии, и в эволюции автомобильных фар произошёл переломный момент. Свою роль сыграли электронные системы, сервоприводы и новейшие источники света, именно на их основе и создавалась адаптивная оптика. Бывшие поворотные фары получили дополнительные функции, смогли регулировать силу и форму светового потока, и даже рисовать подсказки на дороге.

Адаптивная оптика
Есть и более прямые наследники. Внедорожники и спецтехника по-прежнему часто получают дополнительные центральные прожекторы или вспомогательные блоки света, выполняющие ту же функцию, что и легендарная третья фара прошлого века. В мире коллекционеров автомобили с этой особенностью стали настоящими звёздами: редкий Tucker или Citroën SM с оригинальной системой подсветки сегодня ценятся как технический раритет и память об эпохе смелых экспериментов.
Ещё интересное с нашего канала:
Почему католические священники носят белый воротничок
Дополнительная фара была совершенно чуждой для советского автопрома, поскольку она совершенно не подходила для принятой концепции автомобиля. Тем не менее конструкторы постоянно экспериментировали и создавали что-нибудь новое. К примеру, специалисты ГАЗа разработали много экзотических вариантов «Волги», вот только почти все они остались на уровне прототипов.
