Танки – точно такая же техника, как и любая другая, поэтому в их отношении тоже работает правило: чем совершеннее, тем лучше, но всему есть предел. Так что же будет, если бронетехника окажется чересчур совершенной? Пожалуй, на текущий момент существует только один живой пример подобного, а именно, основной боевой танк Франции AMX-56 Leclerc.
«Леклерк»
Танк AMX-30. / Фото: pinterest.com
В 1966 году во Франции был принят на вооружение танк AMX-30, который впоследствии превратился в ОБТ. Впрочем, уже в 1970-х годах стало очевидно, что он очень быстро устаревает, поэтому был начат новый проект по созданию основного боевого танка (Engin Principal de Combat). По всей видимости, французские конструкторы на этот раз решили делать его «с запасом», чтобы вложенных технологий хватило надолго и не пришлось в скором времени разрабатывать новую бронетехнику. Уже в 1986 году собрали несколько прототипов, а в 1990 после внесения целого ряда корректив с конвейера сошла первая партия ОБТ AMX-56 Leclerc.
Танк AMX-56 Leclerc. / Фото: pinterest.com
По мнению специалистов, AMX-56 Leclerc на текущий момент является едва ли не лучшим танком из тех, что состоят на вооружении многих стран. В процессе производства он несколько раз подвергался модернизации, в частности, ему улучшили броню и информационно-управляющую систему (бортовой компьютер). Причём последний объединяет в себе практически все цифровые системы и позволяет централизованно контролировать работу танка.
Танк AMX-56 Leclerc. / Фото: mavink.com
Его система управления огнём включает целый комплекс средств наблюдения и прицеливания. Причём вся получаемая с них информация обрабатывается ИУС, благодаря чему достигается наибольшая эффективность огня. Бортовая система самостоятельно ищет и отслеживает окружающие цели, после чего передаёт сведения о них на экран наводчика. В СУО также входит стабилизатор орудия и автометеопост для наблюдения за погодой, полученные с последнего данные используются для корректировки огня.
Танк AMX-56 Leclerc. / Фото: mavink.com
Над гладкоствольным 120-миллиметровым орудием французские специалисты поработали очень хорошо. Оно показывает отличные результаты, но за это приходится платить. Стоимость производства пушки чрезвычайно высока из-за её высокой сложности, а ресурс составляет всего 400 выстрелов, после чего её приходится менять. При этом «Леклерк» - один из немногих танков, оборудованных автоматическим заряжающим устройством. Непосредственно в автомате находится 22 заряда и ещё 18 – в барабанной боеукладке. Оттуда они подаются хоть и вручную, но при помощи ленточного конвейера, а сам пушечный отсек размещается отдельно, поэтому заряжающий не может случайно получить казёнником, да и пороховыми газами дышать не придётся.
Танк AMX-56 Leclerc. / Фото: discover24.ru
Силовая установка AMX-56 Leclerc заслуживает отдельной истории. Над созданием 8-цилиндрового V-образного дизеля мощностью полторы тысячи лошадиных сил трудилась компания Wartsila. К нему прилагается отдельный компрессор, а в действие он приводится при помощи газотурбинного двигателя. Последний может включаться отдельно, поскольку именно он запускает генератор и обеспечивает электроэнергией весь танк. Благодаря стараниям конструктором силовая установка получилась довольно компактной и при этом мощной.
Танк AMX-56 Leclerc. / Фото: news.myseldon.com
Из всех танков натовского блока «Леклерк» лучше всех защищён от атаки противника. Например, лобовая броня эффективнее на 30% защищает от подкалиберных снарядов. Кроме классического бронирования, в защиту танка входят реактивные и активные системы. Тем не менее хорошая защищённость не сделал танк слишком тяжёлым, он весит «всего» 60 тонн, а благодаря эффективной силовой установке может преодолеть до 340 километров до следующей заправки, что куда лучше показателей того же самого «Абрамса».
Немного современных технологий
Танк AMX-56 Leclerc. / Фото: military-history.fandom.com
Скорее уж, совсем наоборот, современных технологий в «Леклерке» даже слишком много. К примеру, одной из функций бортового компьютера является корректировка огня с учётом деформации ствола. Во время использования активно-реактивных снарядов геометрия ствола неизбежно изменяется, что очень сильно влияет на точность. Для корректировки используется лазерный датчик, с его помощью измеряется степень деформации, а система управления огнём вносит коррективы во время прицеливания.
Танк AMX-56 Leclerc. / Фото: carphoto.club
Другой интересный момент – высокая степень интеграции электроники. Датчики здесь присутствуют буквально везде, а данные с них собираются и систематизируются бортовым компьютером. Фактически он управляет всеми действиями, а танкисты «вмешиваются» в процесс при помощи цветных тачскринов.
Большая ложка дёгтя
Танк AMX-56 Leclerc. / Фото: mavink.com
В общем и целом, AMX-56 Leclerc – отличный танк, один из лучших на текущий момент, но есть несколько интересных нюансов. Первый – его разработка. Большой вопрос, занялась бы его созданием и производством Франция, если бы в этом проекте не принимали участие Объединённые Арабские Эмираты. По сути, они стали основным покупателем, поскольку из 794 танков ОАЭ закупили 388. Стоимость одной единицы, согласно одним источникам, составила 6 миллионов евро, согласно другим, до 16 миллионов.
Танк AMX-56 Leclerc. / Фото: mavink.com
При этом сама Франция AMX-56 практически не использует, несмотря на активное продвижение колониальной политики и многочисленные вооружённые конфликты в Африке. Несколько «Леклерков» использовали ОАЭ в вооружённом конфликте в Йемене, но, по всей видимости, очень об этом пожалели, поскольку 4-5 машин из небольшой части посланных были серьёзно повреждены.
Танк AMX-56 Leclerc. / Фото: mavink.com
Конечно, их используют в боевых действиях, если не останется другого выхода, но «Леклерки» оказались слишком дорогими, чтобы рисковать ими, несмотря на все те преимущества, которыми они обладают.
Самым современным российским танком остаётся «Армата», но его будущее до сих пор остаётся под вопросом.