Вторую мировую войну вермахт начал имея в своем распоряжении внушительный парк легких и средних танков. К началу Великой Отечественной войны армия Рейха опиралась главным образом на средние танки «Pz.Kpfw III» и «Pz.Kpfw IV». Однако, первый год войны на восточном фронте показал, что имеющиеся модели «троек» и «четверок» недостаточно эффективны против советских средних и тяжелых танков Т-34 и КВ-1. Тогда Германия бросилась модернизировать уже имеющиеся модели, а также «неожиданно» вспомнила о том, что еще до начала войны у MAN и Krupp были интересные наработки по танкам нового поколения.
Начали войну немцы в тройками и четверками. | Фото: vistapointe.net.
Проект замены «троек» и «четверок» в бронетанковых войсках Третьего рейха был начат еще в 1938 году. Однако до начала Второй мировой войны дальше разработки новых моделей дело так и не зашло. В проекте принимали участие ведущие германские машиностроительные предприятия: Daimler AG, Krupp, MAN. Введение в эксплуатацию новых танков тормозили как сами военные, которых полностью устраивали возможности имевшихся машин, так и отделы разработки, которые долгое время не могли решить ряд серьезных проблем с конструкцией ходовой части для принципиально новых машин. Довести ходовую до ума немецким конструкторам удалось только в 1941 году, когда на советско-германском фронте уже шли напряженные бои.
Серьезный танк. |Фото: keywordbasket.com.
Осенью 1941 года на фоне участившихся сообщений с фронта о недостаточной эффективности «троек» и «четверок» против советских КВ-1 и Т-34-76 была сформирована специальная комиссия. В нее вошли лучшие конструкторы и инженеры нацистской Германии. По итогам работы данного органа, каждая из машиностроительных компаний представила собственные проекты танков нового образца. В итоге в конкурсе победил прототип компании MAN с пушкой от концерна Rheinmetall AG. Именно из этого прототипа в 1942 году и родился средний танк «Panzerkampfwagen V Panther».
Сделан танк был на заводах MAN. |Фото: fishki.net.
Примечание: по советской и российской классификации «Пантера» является тяжелым танком, по немецкой классификации времен рейха «Пантера» - средний танк. В конечном итоге о понятиях не спорят, о понятиях договариваются.
В серийное производство «Пантера» была запущена в январе 1943 года. Сборкой танков занималось сразу 5 машиностроительных концернов Германии. Всего в производстве машины было задействовано 136 смежных предприятий. Танк был очень технологичным и сложным, а потому и его производство было таким же сложным и разветвленным. За 1943-1945 годы немцы собрали около 6 тысяч танков. Пик производства пришёлся на июль 1944 года, когда было собрано сразу 380 таких машин. При этом с 1944 года качество танков постепенно начинало падать из-за оскудения ресурсов Германии и воздушных операций Союзников (стратегические бомбардировки немецких городов начались весной 1943 года).
Дебютировал танк на Курской дуге. |Фото: letopisi.org.
Тем не менее, даже самые «кривые» версии «Пантеры» заключительного этапа войны были крайне серьезными противниками на поле боя. Для своего времени «Пантера» была одним из самых высокотехнологичных танков в мире, превосходившим по большинству параметров и танки Советского Союза, и танки стран Союзников. Немецкая «Пантера» имела внушительное бронирование: лоб верх 80/55 (миллиметры на градусы), борт верх 50/30, корма верх 40/30. Для сравнения танки Т-34-85 имели лоб вер 45/60, а танки ИС-2 имели лоб верх 120/60. Броня у немецкой машины была стальной катанной, гомогенной со средней твердостью.
Больше всего танков сделали в 1944 году. |Фото: dnevniki.ykt.ru.
В движение «Пантера» приводилась 12-цилиндровым карбюраторным V-образным двигателем Maybach HL 230 с жидкостным охлаждением. Отдача силового агрегата составляла 700 л.с. На шоссе «Пантера» легко разгонялась до 46, а на пике и до 55 км/ч. По пересеченной местности танк мог идти со скоростью 25-35 км/ч. Для сравнения Т-34-85 по пересеченной местности ходил со скоростью 24-30 км/ч, а ИС-2 разгонялся в поле всего до 15 км/ч. Подвеска у тевтонского творения была торсионной. Кушала немецкая кошка строго бензин.
Главный калибр танка. |Фото: wikiwarriors.org.
Самой сильной стороной «Пантеры» являлась ее пушка – 75 миллиметровое танковое оружие «Kampfwagenkanone 42», разработанное и выпущенное компанией Rheinmetall AG. Данная пушка позволяла экипажу танка совершать 5-8 выстрелов в минуту. Максимальная (теоретическая) дальность стрельбы составляла 10 км, хотя фактическая дистанция огня редко превышала 1.5-2 км. Начальная дульная скорость снаряда достигала 936 м/с. Большая длина пушки и значительная масса выстреливаемых снарядов позволяли добиться высокой точности ведения огня. Одновременно с этим пушка «Пантеры» превосходила по своему бронебойному воздействию пушки, ставившиеся на танки «Тигр».
Весьма технологичная машина. |Фото: live.warthunder.com.
Можно со всей уверенностью и ответственностью сказать, что на момент 1943 года пушка «Пантеры» обладала лучшими поражающими качествами, значительно превосходя по огневым параметрам все танковые орудия СССР, США и Великобритании. Более того, в стане антигитлеровской коалиции на тот момент отсутствовали танки способные со 100% вероятностью выдержать выстрел из «Пантеры» даже в лобовую броню. Все это в купе с мощным бронированием делало немецкую кошку крайне серьезным противником и фактически альфа-хищником на полях танковых сражений. Однако, ситуация радикально поменялась уже в 1944 году, когда на полях сражений у СССР и Союзников появились новые виды техники, а также новые виды боеприпасов. Советские ИС-2 и СУ-85, американские М26 «Першинг» и М36 «Джексон» превосходили «Пантеру» по огневой мощи.
Королевский Тигр - тоже Пантера! ¦Фото: live.warthunder.com.
В конечном итоге «Пантера» получилась крайне интересным, но и весьма неоднозначным проектом. Танк объединял в себе высокие боевые характеристики с предельной эксплуатационной ненадежностью, отличное фронтальное бронирование с крайне сомнительной боковой броней, отличную пушку и оптику с ненадежной ходовой частью. В условиях топливного дефицита и ограниченности по времени, немцы сделали ставку не на массовую, а на «элитную» машину. Концепция «Пантеры» имела свои плюсы и минусы как для армии, так и для экономики Германии. При этом танк обладал огромным модернизационным потенциалом. На базе платформы «Пантеры» было создано множество других машин: несколько САУ, инженерные танки и, конечно же, знаменитый «Королевский Тигр».
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про ИС-2: устрашающая машина, признанная лучшим танком СССР во время Второй мировой.