Что за теплоходы со странным названием «Полесье» до сих пор бороздят реки Дальнего Востока
Автор: antton, 14.04.2025 23:32
Про советские суда на подводных крыльях вроде «Ракеты», «Метеора» и «Кометы» слышал почти каждый. Многие наверняка даже успели в свое время покататься на таких. Последние из подобных теплоходов продолжают служить на реках бывшего Советского Союза по сей день. При этом на Дальнем Востоке попадаются представители еще одного знакового семейства отечественных СПК – теплоходы «Полесье». Откуда они такие взялись, чем отличаются от упомянутых выше и в честь чего носят свое странное название?

В СССР очень любили СПК. /Фото: wikipedia.org.
Главное преимущество любого судна на подводных крыльях (СПК) заключается в возможности относительно легко достигать «сухопутных» скоростей. За это приходится расплачиваться топливной прожорливостью, шумностью, а также дороговизной производства и обслуживания. Однако, несмотря на все недостатки, в момент времени СПК нашли себе место не только в пассажирских перевозках, но даже в военном деле. Пик популярности подобных судов пришелся на вторую половину XX века. Сегодня такие катера и теплоходы используются в гораздо меньшей степени, причем большинство остающихся в строю – это модели советского производства.

Отличная машинка. /Фото: immunocap.ru.
История СПК началась еще в XIX веке. Первый успешный «водолёт» был построен и испытан итальянских инженером Энрико Форланини в 1906 году. В последующие десятилетия над этой темой в инициативном порядке трудились специалисты из России, Германии, Швейцарии, США и некоторых других стран. До Второй мировой войны наибольшую популярность идея СПК обрела в Третьем рейхе, однако на практике широкого распространения «водолёты» так и не получили. Первые коммерческие модели судов на подводных крыльях появились в начале 1950-х годов в Швейцарии. Примерно тогда же этой темой вплотную занялись и в Советском Союзе.

Ходят по мелким рекам. /Фото: flickr.com.
Отцом отечественных СПК по праву может считаться советский инженер Ростислав Алексеев, возглавлявший ЦКБ по проектированию судов на подводных крыльях, основанное в 1951 году. Первым по-настоящему массовым судном такого рода стала появившаяся в 1957 году «Ракета». Теплоход мог действовать на линиях протяженностью до 600 км и перевозил не более 66 пассажиров на скорости до 70 км/ч. В дальнейшем советские речные и морские гражданские СПК принялись расти как грибы после дождя. Самым известным и массовым стал теплоход на подводных крыльях «Метеор», выпускавшийся с 1959 по 1999 год. За это время было выпущено не менее 400 судов, способных перевозить до 123 пассажиров на скорости в 77 км/ч. Что немаловажно, советские гражданские СПК неплохо продавались. Их покупали не только страны СЭВ, но также Китай и страны Западной Европы.

Отличные были катера. /Фото: adobe.com.
Большая часть советских СПК производилась на двух предприятиях - Зеленодольском заводе Горького и заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Однако, у «Ракет», «Метеоров» и других производных от них серий был один серьезный недостаток – все эти суда годились лишь для движения по глубоким рекам. Поэтому еще в начале 1980-х годов специалисты ЦКБ по СПК Алексеева разработали серию теплоходов специально для движения по неглубоким водоёмам. Новая серия имела запас хода в 400 км, могла брать на борт до 60 пассажиров и разгонялась до 75 км/ч. Но так все производственные мощности на основных судостроительных предприятиях были загружены, выпуск новой серии доверили белорусскому Гомельскому судостроительно-судоремонтному заводу, который уже имел некоторый опыт в производстве СПК. Поэтому новое судно и получило название «Полесье» в честь одноименной историко-культурной и географический области на территории Беларуси, Украины, Польши и России. Оттуда суда расходились по всему Союзу, выпускали «Полесья» вплоть до 1996 года.

Используются по сей день. /Фото: wikipedia.org.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы зачем в Советском Союзе построили корабль на жидком азоте.
Постоянный URL записи: https://novate.ru/blogs/140425/73023/
Журнал
Рекомендуем
Последние статьи
-
0 Херцхорн: почему морская мина отнюдь не так опасна, как многие привыкли думать 26.04.2025, 23:58 -
0 5 причин, почему ссылаться на личный опыт – нерабочий инструмент в разговоре 26.04.2025, 23:00 -
0 Как индейцы рарамури пробегают 300 км без остановки: секреты самых выносливых бегунов 26.04.2025, 21:47 -
0 Как избавиться от неприятного кошачьего запаха, если питомец наделал лужу вне лотка 26.04.2025, 20:31 -
0 Как придумали уникальный рецепт бородинского хлеба и почему его стали так называть 26.04.2025, 19:12 -
0 Американские эсминцы Zumwalt: прорыв в будущее или путь в никуда 26.04.2025, 17:30 -
0 Загадочные мохнатые свиньи совершают набеги на США: американцы не справляются с угрозой 26.04.2025, 15:31 -
0 Лучшая версия Т-34, и чем она отличалась от предшественника 26.04.2025, 13:50 -
0 Яйца Фаберже и еще 6 потерянных сокровищ, которые пытаются найти сейчас 26.04.2025, 12:24 -
0 Как появились полупогружные корабли и зачем их строят сейчас 26.04.2025, 10:49