
Сложно отыскать человека, который бы ни разу не видел морской мины. Их показывают в кино, они попадаются на многочисленных снимках времен войны, а еще их нередко можно увидеть в качестве памятников и предметов декоративного оформления в портовых городах, где находятся базы военно-морского флота. Само собой, во всех этих случаях от мины остаётся только абсолютно безопасный корпус и какие-то загадочные «шипы». Собственно, о них то сегодня и пойдёт речь.

Без зарядки и взвода мины безопасны. /Фото: wikipedia.org.
Загадочные шипы морских мин правильнее было бы называть «рогами», тем более что это вполне себе официальное название – херцхорн или «Рожок Герца». Название устройство получило, как несложно догадаться, в честь своего изобретателя: прусского конструктора Альберта Герца. По своей сути херцхорн – это гальваноударный взрыватель. Необходим он для подрыва мины при столкновении последней с бортом подводного или надводного судна. Вообще, стоит отметить, что устройство Альберта Герца было далеко не первым в своем роде.

Чаще всего рога мины делают из меди. /Фото: n-bulgaria.online.
С разной степенью успешности морские мины люди конструировали с XV века. При этом наибольший рывок в развитии этих адских устройств был совершен лишь в XIX веке. С 1810-х годов десятки конструкторов Европы, Америки и России предлагали свои модели мин и взрывателей для них. В середине позапрошлого века в морских минах использовались преимущественно химические взрыватели. Как правило, выполняли их в форме стеклянной колбы, заполненной серной кислотой. Колба устанавливалась над емкостью с запалом, например, на основе смеси сахара и бертолиевой соли.
Каждый рог - это взрыватель. /Фото: wikimedia.org.
В момент столкновения мины с судном, колба взрывателя разбивалась, и кислота падала в реактивы. Происходила химическая реакция. Запал воспламенялся, после чего происходил подрыв. Ярчайшими представителями таких взрывателей можно считать трубку Власова и запал Кибальчича. Однако, химические взрыватели имели ряд серьёзных недостатков, главным из которых была их низкая надежность (а значит и безопасность). Срок годности таких систем так же был ограничен из-за угрозы деградации смесей на основе сахара. Поэтому в начале второй половины XIX века стали появляться гальваноударные взрыватели, например, уже неоднократно упомянутый херцхорн.

Колбу внутри разбить не так просто, как кажется. /Фото: iz.ru.
В основе своей они похожи на химические: в медном корпусе (роге) заключена стеклянная колба, заполненная серной кислотой. Рог мины достаточно мягкий из-за чего при ударе или наваливании судна на мину он легко деформируется, колба разбивается, и кислота падает на поверхность гальванической батареи Вольта. Это приводит к образованию импульса, который в свою очередь приводит в действие электрический взрыватель. При этом подрыва не произойдет, если у мины предварительно не был заряжен аккумулятор. Таким образом до тех пор, пока мина не приведена в состоянии боевого взвода, она остаётся безопасной.

Впрочем, существуют и куда более чувствительные виды взрывателей. /Фото: autoparus.by.
Более того, не стоит переоценивать мягкость медного корпуса херцхорна. От прикосновения рукой детонации точно не случится. Более того, морские мины можно аккуратно отталкивать багром! Чего уж там, если столкновение с бортом не окажется достаточно сильным, то взрыватель Герца не сработает. Главное достоинство херцхорна заключается в его простоте и надежности. При этом рассчитан такой взрыватель в первую очередь на наезд борта на мину, а не на столкновение с ним.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, может ли броня спасти танки, или в современной войне они уже не нужны.