Советский автопром хоть и преподносился как разнообразный, в реальности не блистал ни ассортиментом дизайна, ни выдающимися техническими характеристиками. Однако во втором случае необходимая модернизация, направленная, к примеру, на увеличение максимальной скорости автомобиля, все-таки проводилась. Ярким примером такого совершенствования были детища специального бюро ВАЗ. Вот только опробовать эти машины могли только сотрудники КГБ да представители других силовых ведомств.
Внешне ВАЗы для КГБ были такими же, а вот начинка отличалась. /Фото: 1cars.org
Зачастую легендарный Волжский автозавод ассоциируется своими «классическими» моделями, которые не отличались особой мощностью. Да только в реальности это было не совсем так. Ведь тамошние специалисты все-таки создали целое семейство неплохих двигателей, которые выдавали 120, 140 и даже 210 лошадиных сил. Однако только к концу девяностых об этих машинах стало известно общественности. Тогда на рынке и появились ВАЗы с необычной для отечественного уха аббревиатурой РПД в техпаспорте, причем ее расшифровывали самыми разными способами.
Среди моделей ВАЗ были такие, о которых долгое время почти никто не знал. /Фото: auto.drom.ru
А на самом деле история этих трех букв началась еще в двадцатые годы прошлого столетия. Тогда немецкий инженер Феликс Ванкель проектировал очередную модификацию двигателя внутреннего сгорания, однако она имела отличия в конструкции и более высоким КПД. Это и был ставший уже легендарным РПД — роторно-поршневой двигатель, который также известен как «двигатель Ванкеля».
Двигатель Ванкеля в разрезе. /Фото: wikipedia.org
Двигатель Ванкеля еще с середины прошлого века стали активно использовать в автомобильной промышленности, однако наиболее успешной в этом вопросе тогда была компания Mazda, которая в итоге выпустила целое семейство машин с РПД. Советские специалисты же, когда было создано специальное конструкторское бюро при ВАЗ, заинтересовались этой системой, а потому попросту купили модель Mazda RX-2 и изучили ее двигатель.
Познакомиться с новым двигателем помогла Mazda. /Фото: artebellum.com
Инженеры работали над советским роторным движком несколько лет, и к 1975 году представили первый прототип односекционного двигателя с индексом ВАЗ-301, а чуть позже - ВАЗ-311, который уже был пущен в мелкосерийное производство автомобилей, предназначавшихся для спецслужб и силовых структур. Правда, выдавал он только 70 лошадиных сил, да и недостатков у него хватало, поэтому машины довольно быстро вернули производителям на доработку.
Внешне же ВАЗы для спецслужб не отличались от обычной «копейки». /Фото: cars.ua
Однако тольяттинские инженеры из спецбюро не остановились и продолжили модернизировать этот автоконцепт. Довольно быстро они сумели усовершенствовать первый вариант РПД до более надежного двухсекционного ВАЗ-411, мощность которого составляла уже 120 лошадиных сил. Такими двигателями оснащали ВАЗ-21019 и ВАЗ-21059, которыми пополнялись гаражи МВД и КГБ.
Советские милицейские машины - ярчайший пример спецавтомобилей на РПД. /Фото: inmu3.ru
На протяжении последующих почти тридцати лет специальное конструкторское бюро ВАЗ создало почти четыре десятка модификаций машин с РПД, а в девяностых годах они поступили и в свободную продажу. Однако время на месте не стояло, а двигатель за ними уже не успевал: как и за границей от него стали отказываться, так и на отечественных просторах тоже. Недолго после этого просуществовало и спецбюро: в 2004 году были приостановлены все его разработки, и вскоре его и вовсе ликвидировали.
В продолжение к теме: не легковушки единые модернизировали для спецслужб - Для кого выпускали малоизвестный ЗИЛ 113Г, и почему он ездил быстрее правительственных лимузинов