Частенько, просматривая американские фильмы, можно заметить, что у многих семей есть трейлер - своеобразная дача на колёсах, которая крепится как прицеп к автомобилю. Однако далеко не все знают, что и в Советском Союзе такие были. Причем самой знаменитой моделью кемпинга оказалась палатка, а не цельнометаллический дом на колесах.
Пожалуй, самым известным примером прицеп-палатки среди советских граждан была модель «Скиф» и многие ошибочно полагают, что именно она была первой в СССР. Однако это не так. Раньше всех, в 1958 году, появился «РАФ-04» - детище Рижского автобусного завода, которое представляло собой как раз цельнометаллический прицеп-дачу.
Так выглядела дача на колесах рижского производства. /Фото: topast.ru
«РАФ-04» был в большей мере приспособлен к легендарному советскому автомобилю «Победа». Во-первых, для шасси трейлера были использованы рессоры, амортизаторы и другие агрегаты машины. Кроме того, именно для «Победы» было спроектировано ТСУ для буксировки прицепа.
Сам же трейлер внутри условно делился на две зоны: хозяйственная и салонная. В первом находились шкафчики для одежды, посуды и еды, а также место для газовой плиты с баллонами типа «Турист». В салоне же располагались два дивана с поднимающимися спинками, которые образовывали еще два спальных места.
Салон первого советского трейлера. /Фото: treiler.ru
А вот эпоха знаменитого прицепа «Скиф» началась в 1973 году. Продукт производства пермского завода «Машиностроитель» представлял собой туристическую палатку на колесах и практически сразу завоевала огромную популярность у потребителя.
Первая модель «Скиф-М1» выпускалась вплоть до 1987 года, когда была создана новая модификация знаменитого советского кемпинга - «Скиф-М2». Её производство продолжалось целых двадцать лет.
Реклама прицепа в журнале «За рулем» за 1973 год. \Фото: kbsmirnova.ru
Гораздо более любопытной модификацией трейлера палаточного типа была дача-амфибия «Дон». Разработана она была на базе Горьковского авиационного завода, а в серию пущена в 1978 году. Сохранилось следующее описание этого необычного трейлера в журнале «Катера и яхты»: «Это и четырехместный домик, который можно или установить на берегу (скажем, на лесной поляне), или спустить на воду. Это и вполне автономная самоходная плавучая дача — моторная лодка, рассчитанная на движение в режиме глиссирования с подвесным мотором до 30 л. с. Наконец, можно использовать ее носовую часть отдельно — в качестве быстроходной мини-мотолодки для прогулок, выездов на рыбалку, буксировки воднолыжника.»
Советская дача-амфибия. /Фото: stena.ee
И все же, трейлеры западного типа не обошли стороной советское производство. Первой попыткой создать крепкий дом на колесах был отечественный автотрейлер 8120А, или «Прицеп-375», производство которого было налажено на Ростовском вертолётном заводе. Однако, несмотря на неплохие, максимально приближенные к западным образцам характеристики, его выпуск оказался недолгим.
Первый советский дом на колесах. /Фото: topast.ru
Гораздо более успешной оказалась модель прицепа-дачи МАЗ-8132, которая появилась на закате Советского Союза в 1991 году. Как и большинство своих «коллег», трейлер был четырехместным, имел кухню и туалет. Кроме того, по требованию владельца в кемпинг можно было установить импортные холодильник и газовый отопитель, за неимением отечественных аналогов. Всего МАЗ-8132 было выпущено около полутора тысяч.
Прицеп-дача был копией югославского кемпинга «Адрия». /Фото: livejournal.com
Конечно, в СССР были в ходу и импортные модели, к примеру, производства ГДР. Однако они были настолько редкими и дорогими, что из приобретение считалось едва ли не чудом. И все же, почему-то именно палаточные модели советских кемпингов оказались наиболее популярными. Более того, их и сегодня можно увидеть на пляжах, ведь изготовлялись они, как и многое в СССР, что называется «на века».
В дополнение к теме: Крепость на колесах: как выглядит внутри «военизированный» кемпер с роскошным салоном