Дирижабли или цеппелины являются прямыми потомками воздушных шаров. В годы первых испытаний воздушных шаров, а это конец 18 века, о самолетах еще никто и не мыслил. Поэтому вся авиация состояла из надуваемых продуктами горения гигантских шаров, максимальная скорость которых составляла всего около 8 км/ч. Тема воздухоплавания была новаторской и в разработках участвовали лишь авантюристы, так что развитие шло медленно. Мир пока не понимал пользы воздушного транспорта.
Запуск американского дирижабля 1917 год/ фото:sun9-81.userapi.com
Первый дирижабль был запущен лишь в 1852 году, а массовое применение аппарат нашел только ко временам Первой мировой войны – их использовали и в мирных, и в военных целях. Эти цеппелины уже могли развивать скорость в 80 км/ч при размерах до 140 метров! Развивались не только двигатели, но и конструкция дирижаблей. Их стали делить на мягкие, полужесткие и жесткие – в зависимости от наличия металлического каркаса.
Сбитый цеппелин/ фото: sun9-87.userapi.com/
Вытянутая форма не случайна. Обтекаемость снижает сопротивление воздуха и повышает управляемость. В движение исполины приводились несколькими моторами с винтами. В отличие от воздушных шаров, дирижабли наполняли не газом от факела, а водородом. Крайне огнеопасным газом, чем и пользовались солдаты, сжигавшие их на лету.
Один из крупнейших дирижаблей - Граф Цеппелин
Даже после первой мировой войны самолеты сильно отставали по грузоподъемности и дальности полета, поэтому дирижабли все набирали популярность, но уже в мирных целях. Их использовали как транспорт, в рекламных и научных целях. Самые крупные дирижабли имели не только кабину экипажа под шаром, именуемую гондолой, но и пассажирский отсек в самом корпусе.
Реклама круиза на Графе Цеппелине/ фото: airships.net
Первое кругосветное путешествие на дирижабле произошло в 1928 году на судне «Граф Цеппелин» - по фамилии не первого, но одного из ключевых конструкторов в истории Фердинанда фон Цеппелина. Дирижабль лишь трижды спускался для дозаправки. Это был самый большой воздушный корабль своего времени: 237 метров длиной, развивающий скорость выше 100 км/ч. Проработал он вплоть до 1937 года в качестве транспортного судна через океан. Кухня, ресторан и комфортабельные каюты – вот, что ждало пассажиров на борту этого гиганта.
Воспламенение Гиндебурга.
В этом же году произошла крупная катастрофа с другим дирижаблем под названием «Гиндебург». Эта трагическая авария, унесшая жизни 35 человек, была запечатлена на фото и видеопленку и стала громкой антирекламой всех воздушных шаров. 245-метровый полыхающий дирижабль не смог противостоять сильному ветру и рухнул во время приземления, натолкнувшись на наземное препятствие. После крушения «Гиндебурга» популярность цеппелинов резко упала – люди перестали им доверять, на смену пришло самолетостроение. И пусть вместо водорода применялся безопасный гелий, конкурировать с технически более совершенными самолетами они уже не могли.
Аэростат нашего времени и проект дирижабля будущего
Дирижабли продолжают выпускать и по сей день, но используются они, преимущественно, в научных и коммерческих целях: для развлечения, как метеозонды. Были попытки разработать непилотируемый стратосферный дирижабль в качестве точки телекоммуникационной связи. Используя солнечные батареи, аппарат может подняться на несколько тысяч километров ввысь и заменить вышки связи. Быть может это будет второй расцвет дирижаблей, но все самые смелые идеи пока остаются на бумаге. Из практики – прототипы с минимальным бюджетом и небольшие аппараты бытового назначения.
Поинтересоваться, что именно развивалось параллельно и пришло на смену цеппелинам, можно прочитав про 4 перспективных советских технических проекта, которые остались невостребованными в России.