
Большинство современных автомобилей оснащаются системой «старт-стоп», которая глушит двигатель на светофорах и в пробках, а производители продвигают её как полезную экологичную опцию. Вот только среди водителей уже укоренилось мнение, что эта технология только вредит машине. Реальность же находится где-то посередине и сильно зависит от того, как и где ездит водитель.
1. Что это и зачем это вообще нужно

Предназначение системы - снижение выбросов
На первый взгляд, автоматическое глушение двигателя кажется странным решением: водитель может заглушить и завести мотор самостоятельно. Вот только проблема не в удобстве, а в жёстких экологических стандартах. Эти нормы законодательно ограничивают средний уровень вредных выбросов и выбросов углекислого газа для всех новых автомобилей без исключения. Большая часть этих выбросов во время городских поездок приходится как раз на режим холостого хода, когда машина стоит, а двигатель работает вхолостую. И поскольку производители обязаны следовать этим стандартам, они выбрали самый простой и действенный способ сокращения выбросов – ту самую систему «старт-стоп». С её помощью они смогли подогнать средние показатели работы машины под установленные нормы.

Бонус - экономия топлива
Работает эта система по заранее установленному алгоритму. Она активируется только в том случае, если выполняется ряд условий: автомобиль полностью остановился, коробка передач в нейтрали (или выжато сцепление), а также нажата педаль тормоза. При этом блок управления проверяет, достаточно ли прогрет двигатель и заряжен ли аккумулятор. Если всё в порядке, то электроника самостоятельно глушит мотор. Энергию для фар, кондиционера и мультимедиа в этот момент обеспечивает исключительно аккумуляторная батарея. Как только отпускается тормоз (или выжимаете сцепление, чтобы включить передачу), специальный мощный стартер — очень часто редукторный или даже гибридный стартер-генератор — почти мгновенно возвращает двигатель к жизни. То есть технологию «старт-стоп» создавали даже не ради экономии топлива, эта функция считается вторичной и не столь значимой, а именно для снижения выбросов в атмосферу. Систему разрабатывали для городского цикла, и её эффективность прямо зависит от количества и длительности остановок.
2. Аргументы «ЗА»

Экономия в городе может быть довольно большой
По словам самих производителей, благодаря этой технологии можно сэкономить от 3 до 8% топлива в городском цикле. Эти цифры — статистика, а не маркетинг, но при этом экономии можно добиться лишь во время полного простоя, когда двигатель не используется. То есть если регулярно приходится стоять в длинных пробках или на светофорах более 30-40 секунд. Только в этом случае система будет работать эффективно, и экономия окажется близкой к заявленной. Для таксиста или курьера, который целый день колесит по мегаполису, это может вылиться в ощутимую сумму в конце месяца.

Главная польза - экология
Второй положительный момент в использовании системы — экология. Снижение выбросов углекислого газа и вредных веществ (оксидов азота и сажи) в перегруженных городских центрах — это её прямая и единственная обязанность. С этой точки зрения «старт-стоп» приносит реальную пользу, но уже не самому водителю, а всем окружающим. Она немного улучшает качество воздуха. Побочный эффект от её использования — снижение уровня шума. В салоне автомобиля во время остановки наступает тишина, а на улице становится на один работающий двигатель меньше. Впрочем, в пределах мегаполиса этого почти не ощущается. Несмотря на многочисленную критику в адрес этого изобретения, оно действительно может принести пользу и самому водителю, и окружающим, но только в подходящих условиях – на оживлённых городских дорогах. На загородной трассе и во время коротких немногочисленных остановок она совершенно бесполезна, а то и вовсе мешает водителю.
3. Мифы и правда об аргументах «ПРОТИВ»

Большая часть мифов о вреде несостоятельны
Больше всего водители боятся, что столь популярная и распространённая система убивает стартер и аккумулятор. К сожалению, это не миф, и дополнительная нагрузка увеличивает износ, но этот момент инженеры предусмотрели. На автомобили, оснащённые кнопкой «старт-стоп», устанавливаются усиленные компоненты: стартеры с увеличенным ресурсом и специальные аккумуляторы AGM или EFB с повышенной стойкостью к глубоким разрядам. Риск возникает потом, при замене. Установка обычного, более дешёвого аккумулятора или стартера чревата их быстрым выходом из строя, а ремонт обойдётся дороже.

Износ мотора ненамного больше обычного
Ещё одно опасение водителей — повышенный износ двигателя из-за частых пусков, но здесь важно разделять понятия. Основной износ деталей (цилиндров и поршневых колец) действительно происходит во время холодного пуска, когда масло стекает в поддон и металлические части работают почти без смазки. Вот только система «старт-стоп» работает только на прогретом двигателе, когда все трущиеся поверхности защищены устойчивой масляной плёнкой. Дополнительный износ есть, но он несравнимо меньше. Гораздо больший урон мотору наносит одна поездка на холодную, чем десятки тёплых пусков от системы.

Обслуживание может быть дорогим
К стоимости обслуживания реальных претензий куда больше. К примеру, замена специализированного аккумулятора AGM обходится в 1.5-2 раза дороже обычного. То же самое касается и усиленного стартера. Это своеобразная плата за технологию. Практические минусы тоже имеются. Во время использования классического компрессора климатической системы, работающего от коленвала, во время остановок в жаркую погоду в салоне может стать не очень уютно. Также частые остановки двигателя могут раздражать в рваном городском ритме с частыми светофорами и пробками. И, наконец, крошечная, но существующая задержка во время трогания с места, которая нужна для запуска мотора, в некоторых ситуациях может остро ощущаться активным водителем.
4. Польза или вред

Использовать или нет - только по личным предпочтениям
Нет однозначного ответа на вопрос, нужна ли вообще система «старт-стоп». Всё упирается в конкретные условия поездок. Если автомобилем пользуются в городской черте с частыми остановками, то она отработает своё. В таком режиме она поможет сэкономить некоторое количество топлива, то есть выполнит работу, ради которой и создавалась. Дополнительный износ некоторых узлов вполне можно считать оправданной платой за результат. В противном случае, если двигатель останавливается лишь на очень короткое время, пользы эта технология никакой не приносит, а недостатки её работы никуда не деваются. К тому же некоторых водителей она откровенно нервирует. Максимальная нагрузка на стартер и аккумулятор, дискомфорт от постоянных отключений и задержек, а также жара в салонен сводят на нет усилия многочисленных инженеров. Поэтому немалая часть водителей вообще отключает эту возможность.

Отключить можно в любой момент
Фактически это личный выбор каждого водителя – нужна ли ему такая функция или нет. Производители даже оснащают свои машины штатными выключателями, чтобы можно было быстро и безо всяких проблем избавиться от раздражающей и ненужной в целом ряде случаев опции. Кнопку отключения им пришлось установить из-за требований рынка: технология «старт-стоп» нужна не везде и не всем.
Ещё интересное с нашего канала:
Для чего на подводных лодках применяется свет красного цвета
За долгую историю автомобилестроения инженеры придумали множество опций для комфорта, безопасности и расширения функционала, но далеко не все из них оказались одинаково полезны. Немалая их часть была либо сильно переоценена, либо лишь мешала водителю и вызывала раздражение.
