Для одних зверь, для других «красный монарх». Кого только не лепят из Иосифа Виссарионовича Сталина с момента развенчания «культа личности» на XX съезде КПСС. Нужно ли говорить, что ни то, ни другое не имеет ничего общего с действительностью, а истина, как всегда, не по середине, а в совершенно конкретном месте. Какое отношение это имеет к возвращению в Красную армию погон? Самое прямое. Чтобы лучше понимать вопрос о погонах, следует хотя бы в общих чертах знать историю Революции и политику партии по ряду вопросов.
По поводу русской армии. /Фото: х/ф Красная жара.
На момент революции 1917 года Российской империя участвовала в Первой мировой войне. Отношение между большинством солдат и офицеров в императорской армии были, мягко говоря, «сложными». Подавляющее большинство солдат набиралось из крестьян. Крестьянская доля и без того была непростая, а солдатская - еще тяжелей. При этом подавляющее большинство представителей офицерского корпуса – это люди, напрочь оторванные от народа, представители высших сословий и в первую очередь аристократии.
Сословное общество ставило жесткие барьеры между солдатами и офицерами. /Фото: iphsph.ru.
Отношение офицеров-аристократов к подчиненным было по большей части высокомерным и пренебрежительным. Помимо того, что русской армии существовали телесные наказания, офицеры позволяли себе оскорбления, рукоприкладство, плевки в лицо. Кроме того, солдаты и матросы дискриминировались в обществе, как представители низших сословий. Например, солдаты, оказавшиеся в городе, не могли ездить в салоне трамвая или ходить по тротуару, они должны были снимать шапку и кланяться, когда рядом проходил благородный господин, а в ряд «приличных» мест представителям низших сословий даже не разрешалось заходить.
Среди русских офицеров было много храбрых и достойных людей, но сословные отношения внутри общества делали свое черное дело. /Фото: rbth.com.
Нужно ли говорить, что такое отношение высшего света и офицерства угнетало русского солдата и моряка? Максимально обострился конфликт именно в годы Первой мировой, когда на откровенно скотское отношение на солдат снизошло озарение о том, что вообще-то они главные защитники Отечества и именно они на своих плечах вывозят всю тяжесть войны, они проливают кровь и отдают жизни за Царя и Отечество, которое постоянно мешает их с грязью, не предлагая ничего взамен. Все это привело к еще большему диссонансу и озлоблению народа. Само собой, далеко не все царские офицеры вели себя отвратительно, однако, увы, в среднем по больнице температура была именно такой.
В 1917 году чаша народного терпения была переполнена окончательно. /Фото: paris1814.com.
В 1917 году произошло две революции. Сначала буржуазная февральская, затем социалистическая октябрьская. Солдатская ненависть и обида в это время закономерным образом вылилась на офицерский корпус. Доходило до того, что солдаты просто убивали своих обидчиков из числа «благородных». Когда же в годы Гражданской войны появилась новая Красная армия, то называть офицеров словом «офицер» было как-то неудобно. В те годы многие люди искренне верили в то, что строят новое общество: без господ, без несправедливости, без угнетения. И увы, офицерство ассоциировалось у большинства населения именно с тем самым угнетением, несправедливостью и издевательствами.
Почти половина царского офицерского корпуса так или иначе оказалась на стороне Большевиков. /Фото: ya.ru.
Однако, кто-то в армии командовать должен. Поэтому новая власть пошла на «хитрость»: офицер заменили на командира. Была изменена форма, в частности отказались от погон, как наиболее яркого элемента офицерской формы. Но самое главное, поменялись порядки. Например, теперь в армии было немыслимо рукоприкладство и телесные наказания. В армии воспитывался дух товарищества, а не дух слепого подчинения на основе сословной системы. При этом немало старых царских офицеров, влилось в РККА, воевало на стороне красных и ковало в академиях новый офицерский корпус наряду с командирами, вышедшими из народа в годы Революции и Гражданской войны.
Солдаты стали бойцами, офицеры превратились в командиров. /Фото: 2wars.ru.
В 1920-е годы коммунистическая идея была весьма популярна в Европе. Однако, к концу Гражданской войны в России международный революционный запал начал угасать. Ужасы Первой мировой войны постепенно забывались, а руководства буржуазных стран, став свидетелями успешной социалистической революции в России, начали оперативно проводить реформы для улучшения уровня жизни простых работяг.
Само собой, социалистическое движение в Европе давили не только пряником, но и кнутом. Например, в Германии социалистическую революцию буквально утопили в крови «фрайкоровцы» - будущие фашисты. Так или иначе, к 1930 годам в СССР стало понятно: мировой социалистической революции не будет. А потому было принято решение о перераспределении национального и интернационального. Кратко идею партии можно выразить так: мировой революции пока не будет, однако мы продолжаем развивать советскую идею в рамках одной страны, которая должна будет стать примером для всего остального мира.
После провала революции в Германии и окончания Гражданской войны в России, новоиспеченная страна закрылась в себе. /Фото: Twitter.
Перераспределение национального и интернационального в СССР также сопровождалось охлаждением революционного запала. В сфере образования и пропаганды это вылилось в переосмысление истории республик СССР. Простой пример: до 1917 года Александр Васильевич Суворов был национальным героем. В революцию 1917 года он же превратился в эксплуататора и крепостника, воспринимался как враг свободного народа и кровопийца. Однако, уже в 1930-е годы позиция смягчилась: Александр Васильевич Суворов считался старорежимным персонажем, однако все-таки выдающимся деятелем отечественной истории, который сделал немало полезного.
В 1930-е годы начинается переосмысление истории России. /Фото: к\ф Суворов.
Таким же образом складывалась ситуация со старыми названиями, такими, как министр или офицер. До 1940-х годов использовать их побаивались: еще была свежа народная память об ужасах, предшествовавших революции, о тяжести и кошмаре Гражданской войны и интервенции. На практике было проще отказаться от старых названий, чем пытаться объяснить всем и каждому, что название – не всегда равно сути. Перераспределение национального и интернационального в СССР было связано и с возвышением в 1933 году фашистов в Германии. Всю вторую половину 1930-х годов Союз готовился к новой войне. А для этого требовалось не только модернизировать и перевооружить РККА, но и поднять боевой дух бойцов.
Пропаганда педалирует идею связи поколений и преемственности армии царской России и СССР. /Фото: Twitter.
Для этого в том числе советские пропагандисты начали взращивать мотив преемственности поколений русской и Красной армии, идеи о том, что «русский мужик» испокон веков защищал родное Отечество от иностранных захватчиков: мол, побеждали раньше – победим и сейчас. Тогда же пишутся новые учебники истории с куда более мягким взглядом на все дореволюционное, снимаются такие фильмы как «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов». Для подчеркивания преемственности русской армии и Краской армии для защиты Отечества вводятся новые награды, например, орден Суворова и орден Кутузова, а самое главное, возвращается название офицер и погоны на форму.
Погоны вернули в 1943 году перед Сталинградской битвой для поднятия боевого духа. /Фото: stariy-voin.livejournal.com.
Все это был долгий процесс, растянувшийся на десятилетие. Возвращение слова офицер, погонов и новой формы в СССР готовилось давно. Однако, до поры до времени реформу откладывали и провели ее только в решающий момент – перед началом Сталинградской битвы. Именно тогда, когда нужно было с новой силой воодушевить народ на подвиги, позволив почувствовать связь поколений и единство с предками.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы Второй мировой войны читайте о том, для чего Хрущев предложил закапывать танки в землю, и испортилась ли их боеспособность.