Не секрет, что ударной силой Красной армии во времена Великой Отечественной войны стала авиация. И хоть на ранних стадиях вражеского наступления Советский Союз утратил около 1000 боевых машин, в сжатые сроки были налажены циклы производства новых самолетов, что позволило превзойти многие другие страны по количеству выпущенных образцов. Поговорим о лучших советских самолетах того времени.
1. МиГ-3
МиГ-3 превосходил противника в скорости/ Фото: topwar.ru
В первые месяцы войны этих самолетов было на вооружении СССР больше всего. Однако поскольку не все летчики умели летать на них, потребовалось некоторое время для обучения.
После прохождения курсов испытатели все же освоили, как управлять этой техникой, поэтому начали эксплуатировать ее для боевых задач. При этом по ряду показателей МиГ-3 проигрывал вражеским истребителям, которых на момент начала войны насчитывалось очень много.
А вот по скоростным показателям при высотных полетах советский образец иногда превосходил конкурентов, поскольку мог делать быстрые маневры на высотах свыше 5 км.
Вообще, МиГ-3 позиционируется как высотный истребитель, проявляющий свои ключевые достоинства на высоте свыше 4500 метров. Ему удалось завоевать славу надежного помощника в системах противовоздушной обороны, особенно ночью, с верхним пределом высоты до 12 000 м и внушительной скоростью полета.
Модель находилась на вооружении вплоть до 1945 года, а также использовалась в оборонных целях и для защиты Москвы.
2. Пе-2
Двухмоторный низкоплан Пе-2/ Фото: wiki.warthunder.ru
Далее хочется рассмотреть самый массовый советский бомбардировщик пикирующего типа Пе-2, который разрабатывали еще до войны и использовали вплоть до ее завершения. Речь идет о двухмоторном низкоплане с двойным килевым оперением, что делало его весьма перспективной машиной по меркам того времени.
К слову, здесь использовалась гермокабина и управление электродистанционным образом (из-за новизны это привело к ряду сложностей). Бомбардировщик прославился на весь Советский Союз из-за частого упоминания в отечественном кинематографе.
На практике модель не так часто использовалась для бомбардировок, как тот же Ju-87. В большинстве случаев самолет позволял совершать бомбовые атаки по различным площадкам и укреплениям противника при пологом, но не глубоком пикировании или при полете в горизонтальной плоскости.
3. ЯК-9
ЯК-9 стал наиболее массовым самолетом в годы ВОВ/ Фото: rus.team
Многие авиалюбители называют этот истребитель «королем модификаций». Это не удивительно, ведь он представлен в самых различных версиях с разным целевым назначением.
Важно отметить, что до 30-х гг. прошлого века на заводах А. Яковлева выпускали преимущественно спортивные летательные аппараты. Лишь в начале 40-х был налажен серийный выпуск истребителя Як-1, который мог похвастаться потрясающими летными показателями. После начала боевых действий Як-1 неоднократно вступал в воздушные баталии с вражеской авиацией и уверенно выходил из них победителем.
В 1942 году на вооружение была поставлена новая модель Як-9, которая получила принципиальные различия в плане конструкции и маневренности, что позволяло совершать атаки на низких и средних высотах.
За весь период Великой Отечественной войны ЯК-9 стал наиболее массовым самолетом. Его выпускали с 1942 по 1948 годы, а всего на свет появилось свыше 17 000 летательных машин.
Важно отметить, что вместо древесины в конструкции истребителя использовался дюралюминий, который имел меньший вес, чем масса аналогов того времени. Ключевым достоинством модели стала универсальность и готовность к самым различным адаптациям и доработкам.
У машины было 22 базовых модификации, 15 из которых выпускались серийно и включали фронтовые истребители, бомбардировщики, перехватчики, разведывательные и пассажирские самолеты и т.д. По мнению экспертов, наиболее удачным вариантом стал ЯК-9У, сошедший с конвейера в 1944 году. Немецкие летчики прозвали его «убийцей» самолетов.
4. Ла-7
Ла-7 частично состоял из дерева/ Фото: cmvvs.ru
На четвертом месте разместился один из лучших советских истребителей, который поставляли для потребностей РККА вплоть до завершения войны. Модель стала продолжением не менее популярного самолета ЛаГТ-3, который встретил наступление нацистов на Восточном фронте, став грозой советского неба.
Все преимущества предшественника объяснялись двумя показателями: преобладанием древесины, а не металла, который был в дефиците, а также высоким уровнем живучести. Но из-за невысокой мощности силового агрегата и внушительного веса ЛаГТ-3 не мог противостоять немецким «мессерам». Поэтому в ходе доработок была выпущена серия Ла-5 с новым мотором АШ-82 и улучшенной аэродинамикой.
Серия Ла-5ФН с повышенной мощностью силовой установки уже отлично показывала себя в бою, обходя по важным показателям Bf.109. В модификации Ла-7 были меньший вес и более мощное вооружение. Истребитель отлично выполнял поставленные задачи, хоть и по-прежнему частично состоял из дерева.
5. По-2
По-2 стал одним из самых массовых бипланов в военные годы/ Фото: techtraveling.ru
Пятую строчку рейтинга занял ночной бомбардировщик По-2 (У-2), который до сих пор остается одним из наиболее распространенных бипланов массового производства.
В 1920 году его создали как учебный летательный аппарат и даже не планировали использовать для военных целей. Однако судьба обернулась таким образом, что По-2 успешно применялся во времена ВМВ, превращаясь в высокоэффективный ночной бомбардировщик.
На тот период в Красной армии даже появились целые подразделения, имеющие на вооружении У-2. По статистике, бипланы выполнили свыше 50% всех вылетов боевой авиации во время Второй мировой войны.
Немцы прозывали модель «Швейной машинкой», поскольку за одну ночь она могла совершать несколько вылетов и сбросить столько боеприпасов, сколько не смог сделать ни один бомбардировщик. Всего в военный период было собрано 11 тыс. экземпляров бомбардировщика.
6. ИЛ-2
ИЛ-2 называли «летающим танком»/ Фото: kuban24.tv
Далее хочется поговорить о самолете, получившем прозвище «летающий танк». Дело в том, что это наиболее массовый представитель боевой авиации в истории СССР, поскольку на свет появилось свыше 36 тыс. его экземпляров. Немцы также называли ИЛ-2 «черной смертью» из-за внушительных потерь и урона, которые он им наносил. А отечественные летчики прозвали его «Бетонным», «Горбатым», «Летающим танком» и т.д.
Перед началом военных действий советское правительство поручило наладить серийный выпуск ИЛ-2. Первый полет на нем совершил известный летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Вскоре бомбардировщика начали появляться на вооружении армии СССР.
Именно за счет ИЛ-2 советская авиация получила свою ударную мощь. В самолете совмещены отличные летные качества, включая надежные комплектующие и большой срок службы. В конструкции есть бронестекло, огнестрельные пушки, реактивные снаряды и силовой агрегат внушительной мощности.
Детали для этого самолета разрабатывались на лучших заводах Советского Союза. Ключевым поставщиком боекомплекта стало Тульское конструкторское бюро приборостроения. На момент эксплуатации ИЛ-2 был самым технологичным самолетом, что позволило ему быстро превратиться в легенду.
Есть задокументированный факт, что один ИЛ-2 вернулся с воздушной операции с 600 попаданиями из вражеских пушек. При этом его быстро отремонтировали и отправили вновь выполнять боевые задачи.
Интересно также узнать про 10 лучших самолётов из СССР, которыми можно гордиться.