Если вспомнить все советские боевые самолёты, которые по каким-то причинам так и не добрались до серийного производства, можно собрать неплохую коллекцию. Самое интересное, что не все из них были бесполезными или имели серьёзные технические проблемы. Скорее, они стали жертвой обстоятельств, упрямства некоторых высших чинов или их своеобразного взгляда на вещи. К последним относится Ил-102, невезучий советский штурмовик.
Неудавшийся эксперимент
Эскиз штурмовика Ил-102./ Фото: armedman.ru
История этого самолёта началась в 1960-х годах, в самый разгар Вьетнамской войны. Военное руководство Советского Союза внимательно следило за её ходом, и решение о создании нового штурмовика было принято на основе этих наблюдений. На тот момент штурмовик представлял собой внушающую уважение силу, а с учётом развития систем противовоздушной обороны для защиты новой разработки планировали принять целый ряд мер, в частности, сделать самолёт бронированным. В 1969 году состоялся конкурс между несколькими конструкторскими бюро, и по его итогам было решено отказаться от работы над Ил-42, но проект был настолько хорош, что Новожилов, под началом которого и создавался проект, продолжил их в инициативном порядке.
Благодаря широким шинам Ил-102 мог садиться на грунт./ Фото: gunsfriend.ru
Поскольку все работы выполнялись неофициально, они двигались крайне медленно. Конструкторы и инженеры тратили на это собственное время, а материалы для реализации проекта добывались из остатков, поскольку финансирование на них не выделялось. Как бы то ни было, разработка Ил-42 привлекла внимание и получила своих сторонников, поскольку проект обещал быть даже более интересным, чем официально строящийся Су-25. Работа над штурмовиком, переименованным в Ил-102, была завершена к 1982 году, а для дальнейшего его развития и начала испытаний требовалось получить разрешение у текущего министра обороны.
Компановка Ил-102 осталась старой, но начинка полностью новая./ Фото: russianplanes.net
К сожалению, из этой затеи ничего не вышло, на проведение испытаний разрешение так и не дали. Мало того, министр обороны фактически запретил все неофициальные работы по этому проекту, поставив на нём большой жирный крест, но конструкторы не сдавались. Они смогли заручиться поддержкой маршала авиации и министра авиационной промышленности, и последний разрешил под свою ответственность начать испытания. Правда, для этого штурмовик пришлось назвать ОЭС-1 и перевезти на белорусский аэродром.
Вторую кабину военное командование посчитало недостатком./ Фото: topwar.ru
Испытания прошли более чем успешно. Благодаря проделанной колоссальной работе Ил-102 показал отличные лётные характеристики и при этом ни разу не попал в аварию, за три с половиной сотни вылетов не произошло ни одной серьёзной нештатной ситуации. Испытания завершились в 1987 году, но дальнейшие попытки продвинуть штурмовик и поставить его на вооружение ни к чему не привели. Несмотря на все свои достоинства, Ил-102 оказался никому не нужен.
Что внутри
Хвостовая турель прикрывала заднюю полусферу./ Фото: blogspot.com
Ил-102 радикально отличался от своего прародителя Ил-40, на основе которого его и построили. Хоть во многом он и повторял компоновку штурмовика конца 1940-х годов, но его конструкция была совершенно другой. В нём использовались более лёгкие и прочные материалы, значительно улучшилась аэродинамика и техническое оснащение, да и вооружение находилось на совершенно ином уровне.
Вооружение Ил-102 было довольно разнообразным./ Фото: mavink.com
Отличительной особенностью Ил-102 была вторая кабина, разместившаяся на противоположном конце фюзеляжа. Там находился второй член экипажа, который отвечал за обслуживание части бортовых систем, также он отслеживал заднюю полусферу и управлял кормовыми авиационными пушками. Таким образом он мог подавлять наземные системы ПВО во время отхода штурмовика после атаки, а также вести огонь по вражеским самолётам. В сочетании с высокой манёвренностью и ИК-ловушками, которые отстреливались во время боя, это должно было обеспечить достаточный уровень безопасности.
Ил-102 демонстрировался толко один раз во время выставки./ Фото: alternathistory.ru
Высокой манёвренности конструкторы добились установкой двух мощных турбореактивных двигателей РД-33И, усовершенствованной системой управления и снижением массы за счёт частично снятого бронирования. Броню оставили вокруг кабины, двигателей и части системы подачи топлива, обезопасив таким образом наиболее уязвимые места. Штурмовик Ил-102 нёс с собой целый арсенал. Спереди размещались две 30-миллиметровые автоматические пушки, в хвостовой части находилась спаренная пушка ГШ-2-23 калибра 23 миллиметра, в бомбовых отсеках размещались корректируемые и свободнопадающие бомбы, а на подвесах крепились ракеты разных типов. При этом вся бомбовая нагрузка поднималась в отсеки при помощи электрических лебёдок.
После очередной попытки реанимации Ил-102 отправился в музей./ Фото: airspace-review.com
Поскольку Ил-102 был собран гораздо позже штурмовика Су-25, он его опередил по многим показателям, но он так и остался в единственном экземпляре. После безуспешных попыток превратить его во что-нибудь полезное, штурмовик отправился в музей, где и находится до сих пор.
Советский штурмовик Су-25, хоть и уступал Ил-102 по целому ряду пунктов, заслуженно завоевал свою славу и показал себя на поле боя с лучшей стороны.