Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Середина двадцатого столетия ознаменовалась активным развитием сверхзвуковой авиации как гражданской, так и военной. Последняя, в условиях разворачивающейся холодной войны, разрабатывалась особенно тщательно. Среди тогдашних актуальных концептов оказался проект высотного сверхзвукового стратегического бомбардировщика. Однако его практическое воплощение - самолёт North American XB-70 Valkyrie, при всех своих достоинствах так и остался не у дел.

Неудачная история самого быстрого бомбардировщика. /Фото: wikimapia.org

Неудачная история самого быстрого бомбардировщика. /Фото: wikimapia.org


Новый проект американского военно-промышленного комплекса подразумевал создание сверхзвукового высотного стратегического бомбардировщика, который должен быть неуязвимым для истребителей и вражеских систем ПВО. Заказчиком разработки было Стратегическое авиационное командование США, согласно представлениям которого в конечном итоге должен был получиться боевой самолет, способный летать на высоте до 21 километра при скорости в 3 Маха. Планируемая дальность полёт также была довольно высокой - примерно 11 тысяч километров без дозаправки на крейсерской скорости.

Проект нового бомбардировщика был очень амбициозным. /Фото: topwar.ru

Проект нового бомбардировщика был очень амбициозным. /Фото: topwar.ru


Кроме того, в перспективе новый самолёт должен был стать заменой Boeing B-52 Stratofortress. Поэтому его необходимо было спроектировать таким образом, чтобы взлёт и посадку можно было совершать с использованием уже имеющихся полос и другой специальной инфраструктуры. Ввод нового бомбардировщика в опытную эксплуатацию планировалось осуществить в 1963 году, а с 1965 года его должны были поставить на вооружение.

Новая машина должна была заменить другой знаменитый бомбардировщик. /Фото: regnum.ru

Новая машина должна была заменить другой знаменитый бомбардировщик. /Фото: regnum.ru


Предварительное рассматривание проектов, которое закончилось в ноябре 1955 года, командование приняло решение сначала отдать заказы на продолжение разработок сразу двум крупным оборонным компаниям - North American и Boeing. Но два года спустя, в декабре 1957 года, был выбран один исполнитель, которым оказался North American. Тогда же они начали реализовывать своё детище - стратегический бомбардировщик, вошедший в историю под именем «Валькирия».

Конструктивных особенностей у бомбардировщика было достаточно. /Фото: wikiрedia.org

Конструктивных особенностей у бомбардировщика было достаточно. /Фото: wikiрedia.org


По своей сути экспериментальный сверхзвуковой самолет создавался по аэродинамической схеме «бесхвостка» с передним горизонтальным оперением (ПГО) и двумя килями, а переднее горизонтальное оперение самолета проектировалось для использования на сверхзвуковых режимах полета. Конструкция самолета подразумевала применение тонкого треугольного крыла и двухкилевого вертикального оперения. Другой конструктивной особенностью нового самолёта было использование высокопрочной инструментальной стали, нержавеющей стали и титановых сплавов для того, чтобы машина во время полёта на сверхзвуковых скоростях температура не претерпевала повреждения обшивки, ведь по данным редакции Novate.ru, последняя может разогреваться до 330 градусов Цельсия.

Силуэт Валькирии. /Фото: vgolitsyno.ru

Силуэт Валькирии. /Фото: vgolitsyno.ru


При проектировании были определены и габариты американского бомбардировщика: длина - 56,39 метров, высота – 9,14 метров, размах крыла – 32 метра, площадь крыла - 585 кв.м. Кроме того, известна масса использованного на самолете трехопорного шасси - более 5 400 килограмм, две тонны которых составляли колеса. В качестве силовой установки были выбраны шесть одноконтурных турбореактивных двигателей с форсажной камерой General Electric YJ93-GE-3 - именно они обеспечивали возможность полета на скорости 3 Маха и достижение максимальной высоты полета в 23 километра.

Взлёт сверхзвуковой Валькирии. /Фото: topwar.ru

Взлёт сверхзвуковой Валькирии. /Фото: topwar.ru


Среди технических характеристик будущего XB-70 Valkyrie известны: вес пустого самолета - 115 тысяч килограмм, максимальный взлетный вес – более 245 тысяч килограмм, 60% которых приходилось на топливо. Практическая дальность полета достигала 6 900 км. Вооружение самолёта размещалось в бомбоотсеке, расположенном в средней части фюзеляжа и вмещает до 14 свободнопадающих ядерных бомб, общая боевая нагрузка - 29 480 килограмм. В таких габаритах и были построены два экспериментальных образца.

Самолёт, который должен был стать прорывом. /Фото: rikoooo.com

Самолёт, который должен был стать прорывом. /Фото: rikoooo.com


Первый полёт XB-70 Valkyrie совершил 21 сентября 1964 года, однако практически сразу нашлись конструктивные недостатки и проблемы, например, на одном из опытных образцов пришлось заменить все шесть двигателей. Процесс доработки и дополнительных испытаний растянулся на два года. И перспектива у самолёта была неплохая, ведь он фактически опережал своё время, если бы не трагический случай 8 июня 1966 года, когда во время съёмок рекламного ролика и фотоматериалов, над которыми работала компания-производитель двигателей General Electric, одна из XB-70 Valkyrie при столкновении с истребителем F-104. Из трёх лётчиков, которые находились на двух самолётах, выжил только один.

Горящие самолёты после столкновения. /Фото: wikipedia.org

Горящие самолёты после столкновения. /Фото: wikipedia.org


Оставшийся опытный экземпляр продолжил выполнять программу испытаний, выполнив ещё 33 полёта, после чего разработки были свёрнуты в феврале 1969 года, а единственный сохранившийся самолёт был передан в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Огайо. Продолжать работы по XB-70 Valkyrie не стали по ряду причин, основная из которых - перенос внимания как американского, так и советского командования с создания истребителей и бомбардировщиков на продвижение концептов баллистических межконтинентальных ракет.

Самолёт во время посадки. /Фото: flugrevue.de

Самолёт во время посадки. /Фото: flugrevue.de


Впрочем, в истории XB-70 Valkyrie оставил немалый след. Во-первых, он по-прежнему остаётся самым тяжелым и большим самолетом в мире, который когда-либо летал со скоростью в 3 Маха. Во-вторых, во время испытательных полётов самолёт успел поставить сразу несколько рекордов: так, 12 января 1966 года «Валькирия» развила свою максимальную скорость – 3 250 км/ч, а 19 марта того же года была достигнута максимальная высота полета в 23 километра. А ровно два месяца спустя произошёл и наибольший по продолжительности полёт на скорости 3 Маха, который продлился 33 минуты.

По сути, Валькирия сделала вклад в создание того же В-1. /Фото: vpk.name

По сути, Валькирия сделала вклад в создание того же В-1. /Фото: vpk.name


Кроме того, экспериментальные полеты и исследования, которые проходили во время работы над XB-70 Valkyrie, дали американским специалистам полезный багаж знаний для освоения новых технологий при изготовлении конструкций из титана и высокопрочной стали. Полученный опыт они в дальнейшем использовали при создании серийных военных самолётов различного назначения, например, стратегического бомбардировщика B-1.

Хочешь узнать, что особенного в самолёте, на котором летает президент России? Тогда смотри видео на нашем канале:



В дополнение к теме: «Самолет-зонтик» и «Беременная гуппи»: 11 нетривиальных летающих аппаратов


Обратите внимание:







34665
11.11.2021 15:27
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё