Лучшие самолеты от КБ Туполев
Стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило проектирование перспективного бомбардировщика, который в будущем заменит несколько моделей, состоящих сейчас на вооружении российской армии. Это будет очередное детище легендарного КБ, выпустившего множество удачных самолетов военного назначения, без которых невозможно представить себе ВВС нашей страны. И сегодня мы расскажем про 10 лучших бомбардировщиков от Туполева и его бюро.
АНТ-4 (ТБ-1)
Уже самые первые самолеты, разработанные под руководством конструктора Андрея Туполева, носили военное предназначение. А АНТ-4 (он же ТБ-1 и Р-1) стал первым в мире серийным цельнометаллическим тяжелым двухмоторным бомбардировщиком-монопланом.
Бомбардировщик АНТ-4, другое название - ТБ-1. Источник фото: airguide.livejournal.com
Этот самолет был разработан в рекордно короткие сроки – всего за 9 месяцев 1925 года. А за период 1929-1932 на советских заводах было произведено 212 его экземпляров. Самый известный АНТ-4 получил имя «Страна Советов» и участвовал в рекордном трансконтинентальном полете по маршруту Москва – Омск – Хабаровск – Петропавловск-Камчатский – остров Атту – Сиэтл – Сан-Франциско – Нью-Йорк. Впрочем, летел он без бомб – это была экспедиция дружбы.
АНТ-6 (ТБ-3)
А уже в 1926 году Туполев начал работу над тяжелым бомбардировщиком АНТ-6 (ТБ-3), и в декабре 1930 года новый самолет впервые поднялся в небо. Конструкция этого летательного аппарата оказалась не очень удачной, тем не менее, за шесть лет производства было изготовлено 818 его экземпляров.
Бомбардировщик АНТ-6, другое название - ТБ-3. Источник фото: wwiivehicles.com
АНТ-6 стал одним из основных советских бомбардировщиков во время Второй Мировой войны. Также он выполнял роль транспортного самолета. Планировалось участие ТБ-3 в легендарном Параде Победы в 1945 году, но все полеты в тот день отменили из-за погодных условий.
Ту-2
Еще одним легендарным советским бомбардировщиком времен Великой Отечественной войны стал Ту-2 – первый серийный самолет, выпущенный под маркой «Ту». Его испытательные полеты начались 29 января 1941 года менее чем за пять месяцев до нападения Германии на СССР, так что массовое производство этого пикирующего бомбардировщика наша страна вынуждена была развертывать уже в условиях военного времени.
Пикирующий бомбардировщик Ту-2. Источник фото: Википедия
Но из 2527 произведенных пикирующих бомбардировщиков Ту-2, лишь около 800 были произведены непосредственно во время войны – остальные сходили с конвейера до 1950 года. Этот самолет попал на вооружение многих стран, ставших после Второй Мировой союзниками СССР. А в Китае он был на вооружении до 1981.
Ту-4
Советский стратегический бомбардировщик Ту-4 (прозвище – «Бык») является не оригинальным детище команды Туполева, а точной копией американского самолета Boeing B-29, построенным по принципу обратной разработки.
Стратегический бомбардировщик Ту-4. Источник фото: osd.ru
Но в процессе работы над этим самолетом советскими конструкторами был получен неоценимый опыт в разработке тяжелых бомбардировщиков, за которым последовало создание собственных удачных моделей.
Ту-16
Собственная удачная военная модель от конструкторского бюро Туполева появилась 1952 году. Речь идет о Ту-16 – реактивном многоцелевом самолете, который мог нести ракеты, быть воздушным дозаправщиком, самолетом радиоэлектронной борьбы, но, в основном, использовался в качестве реактивного бомбардировщика.
Реактивный бомбардировщик Ту-16. Источник фото: avsim.su
В Советском Союзе за десять лет производство было создано 1507 самолетов Ту-16, которые поступили на вооружение многих стран, где оставались в эксплуатации до середины девяностых годов. А в Китае до сих пор производится его модернизированная лицензированная копия Xian H-6.
Ту-22
Советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 впервые поднялся в воздух в 1958 году. Этот самолет разрабатывался в качестве замены Ту-16, но затем долгое время две этих модели успешно сосуществовали.
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Источник фото: nnm.me
Ту-22 считается самым аварийным советским бомбардировщиком, за что он получил прозвища «людоед» и «стратегический дефектоносец».
Ту-22М
Ту-22 известен, в первую очередь, в успешной модификации Ту-22М, имеющей существенные отличия от оригинального самолета. В принципе, это два разных летательных аппарата, которые получили одно имя из-за того, что лидер СССР Хрущев фактически запретил разработку военных самолетов, приказав сделать ставку на ракетное оружие. Чтобы обойти этот запрет, в КБ Туполева было принято решение назвать новый бомбардировщик модификацией старого.
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М. Источник фото: topwar.ru
Ту-22М был настолько удачным, что породил множество модификаций, выпускавшихся до 1997 года. Он до сих пор находится в эксплуатации разных стран, в том числе, России.
Ту-95
Ту-95 стал последним в мире серийных турбовинтовым бомбардировщиков. Ведь он появился в 1952 году, когда уже начиналась эра реактивной авиации. Тем не менее, этот, казалось бы, «устаревший» самолет до сих пор находится на вооружении ВВС России.
Турбовинтовой бомбардировщик Ту-95. Источник фото: topwar.ru
Ту-95 имел восхитительные летные характеристики, высокую адаптивность к модификациям, в зависимости от текущих задач, и стал одним из символов «Холодной войны».
Ту-160
Ту-160 является основным стратегическим бомбардировщиком нынешней российской армии. Он был разработан в конце семидесятых годов и впервые поднялся в небо в 1981. Этот летательный аппарат является самым крупным и мощным в истории сверхзвуковым самолетом, а также самым тяжелым в мире боевым самолетом.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. Источник фото: mport.ua
За красоту и изящность форм сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 получил от летчиков поэтичное название «Белый лебедь».
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. Источник фото: russos.livejournal.com
ПАК ДА
О том, что в КБ Туполева началась работа над принципиально новым стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем, появилась еще несколько лет назад. И теперь стало известно, что проектирование ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) закончено, а проект утвержден.
Согласно официальным заявлениям, это будет принципиально новый летательный аппарат, не основанный на предыдущих самолетах от КБ Туполева. Летные испытания этого бомбардировщика начнутся в 2019 году, а на вооружение он поступит в 2025, и со временем полностью заменит эксплуатирующиеся сейчас Ту-22М, Ту-95 и Ту-160.
Выпускают продукцию авиазаводы, а не КБ. И реально видно только Т-50. Который пока находится в стадии летных испытаний и даже имени официального не получил. Все остальное - вариации на тему советских МиГ-29 и Су-27. Это два.
Як-130 - самолет неплохой. Но чем он так несказанно удивил мир??? Кстати, на вооружении в РФ их всего 48 шт, не густо
"...Выпускают продукцию авиазаводы..."- если выпускают, значит спрос есть. И это вполне себе современные машины, а не мётлы для "квиддича".
"...Все остальное - вариации..."-вариации-не вариации, а не хуже F-15, F-16, F-18, коих у оппонентов абсолютное большинство.
О Як-130. Да, пока 48. Но уже заказано 55 Як-130 с поставкой к 2015 году и 65 Як-130 к 2017 году. Опять-таки контракт на поставку морской авиации ВМФ 5 Як-130 - первой партии из 10 штук.
А так же:
Бангладеш — в 2014 году заказано 24 Як-130
Белоруссия — заказано 4 Як-130 с поставкой в 2015 году
Вьетнам — заказано 8 Як-130
Сирия — заказано 36 Як-130 на общую сумму $550 млн.
И в Алжире уже вовсю летают 16 штук.
Хуже или не хуже вариации МиГов и Су чем американские самолеты из 70-х? Думаю, не хуже. В реальных боях, правда, превосходство было на стороне F-15 и F-16. Но это скорее плюс подготовке американских пилотов чем минус советским самолетам.
А легкий учебно-боевой Як-130 мы видим в заказах у государств третьего мира. Если он такой замечательный, почему так мало продается?
Российский авиапром развивается, это заметно невооруженным глазом. Но вот станет ли он достойным соперником Боингу, Локхиду, Эрбасу? Время покажет. Тем более, что товарищи из КНР не сидят сложа руки
Посчастливилось мне в 70-х срочную в морской авиации воздушным стрелком радистом на ТУ-95 полетать, в учебке на ТУ-16 учился, попал в гвардейский полк ТУ-95. Золотое было время.
Респект статье.