Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Боевая лошадка Ми-28 и его модификации




В мире боевой авиации есть много машин, ставших настоящим символом своей эпохи. Если для Соединённых Штатов это «Апач», то для России эту роль исполняет Ми-28. Его узнаваемый силуэт и внушительная мощь знакомы многим по парадам, по репортажам с учений и хроникам с поля боя. Путь этого вертолёта от первых чертежей до высокотехнологичного «Ночного охотника» оказался долгим и насыщенным, а помимо него существуют и другие интересные модификации.


Бессменный боевой труженик Ми-28

Советский вертолёт Ми-28

Советский вертолёт Ми-28


В конце 1970-х годов в СССР началась разработка нового ударного вертолёта, способного эффективно действовать в любое время суток, противостоять интенсивному огню и нести значительный арсенал вооружения. Хоть Ми-24 и хорошо зарекомендовал себя, концепция «летающей БМП» уже устарела. И ОКБ имени Миля поручили создание специализированного ударного вертолёта.

Модификация Ми-28А

Модификация Ми-28А


Первый полёт Ми-28 состоялся в ноябре 1982 года. В отличие от предшественника, вертолёт лишился десантного отсека - всё пространство заняла бронированная капсула экипажа. Компоновка кабины тандемом улучшила обзор и живучесть, бронирование защищало от снарядов калибром до 20 мм, а композитные лопасти несущего винта повысили устойчивость к повреждениям. Ми-28 стал первым советским вертолётом, ориентированным исключительно на боевую эффективность. Правда, этого оказалось недостаточно, и к концу 1980-х появилась первая модификация Ми-28А, предсерийный ударный вертолёт с улучшенной авионикой и силовой установкой, но распад СССР помешал массовому производству. Тем не менее к удачной конструкции впоследствии вернулись и создали на её основе несколько интересных моделей.

1. Ми-28Н — новый уровень ночных операций

Ударный вертолёт Ми-28Н

Ударный вертолёт Ми-28Н


К началу 2000-х годов для военных стало очевидно, что вести бой исключительно в дневных условиях невозможно, поэтому в 1996 году и создали универсальную модификацию Ми-28Н, способную одинаково хорошо работать в любое время суток. Главным отличием этой версии стал принципиально новый бортовой комплекс, обеспечивающий полную боевую эффективность ночью, за что вертолёт и получил своё прозвище — «Ночной охотник».

Мяч сверху - радиолокационная станция

Мяч сверху - радиолокационная станция


Над втулкой несущего винта появился характерный купол, в котором разместили радиолокационную станцию. Благодаря этой нашлёпке экипаж мог обнаруживать и отслеживать цели, оставаясь при этом скрытым за естественными укрытиями, например, холмами или зданиями. Вертолёт оснастили современными тепловизионными камерами, лазерными дальномерами и усовершенствованной навигационной системой. Это сильно повысило боевую эффективность вертолёта в сложных метеоусловиях и в тёмное время суток.

Кабина вертолёта

Кабина вертолёта


Параллельно с электроникой доработали системы защиты и жизнеобеспечения экипажа. Бронекапсулу дополнительно усовершенствовали, ключевые системы управления продублировали, а также установили новые средства радиоэлектронной борьбы. Кабину пилотов модернизировали для повышения комфорта и эффективности работы, и среди прочего появились современные многофункциональные дисплеи. Обновлённая силовая установка обеспечила высокую надёжность и устойчивость к боевым повреждениям. Именно Ми-28Н стал первой версией этого вертолёта, которая пошла в крупносерийное производство и была принята на вооружение в полном объёме.

2. Ми-28НЭ — экспортный вариант

Экспортная модификация Ми-28НЭ

Экспортная модификация Ми-28НЭ


Следующим шагом в развитии вертолёта стала модификация для международного рынка. Версия Ми-28НЭ сохранила все главные боевые качества базового «Ночного охотника», но была адаптирована под требования зарубежных заказчиков. Конструкторы доработали системы связи и навигации для беспроблемной интеграции вертолёта в существующую. При этом главной целью была демонстрация конкурентоспособности российского вертолёта на мировом рынке, где традиционно доминировал американский Apache AH-64 и ему подобные боевые машины. Ми-28НЭ предлагал заказчикам проверенную конструкцию с высокой живучестью, мощным вооружением и всепогодными возможностями. При этом особое внимание уделялось эксплуатационной надежности и гибкости конфигурации бортового оборудования.

Особым спросом она не пользовалась

Особым спросом она не пользовалась


Огневая мощь вертолёта осталась на прежнем уровне: на внешних узлах подвески разместили управляемые и неуправляемые ракеты, а также 30-миллиметровая пушка. Лопасти несущего винта дополнительно защитили, и они стали устойчивыми к попаданиям пуль калибром до 20 мм, а бронекапсула экипажа получила улучшенное бронирование. Впрочем, экспортные поставки этой модификации массовыми так и не стали, но она успела продемонстрировать свой уровень и возможности российских специалистов.

3. Ми-28НМ — вершина развития

Последняя модификация Ми-28НМ

Последняя модификация Ми-28НМ


Модификация Ми-28НМ стала самой совершенной версией боевого вертолёта, и в неё вложили многочисленные технологии, новейшие на момент его создания. Работы над вертолётом стартовали в середине 2010-х годов, а задача была простой: требовалось создать боевую машину, способную эффективно работать в условиях современной высокотехнологичной войны с её сложной радиоэлектронной обстановкой, с централизованным управлением и цифровыми системами.

Одно из главных отличий - поддержка новейших вооружений

Одно из главных отличий - поддержка новейших вооружений


Вертолёт получил радиолокационную станцию с круговым обзором, сильно модернизированный комплекс авионики и новый прицельно-навигационный комплекс с повышенной скоростью и точностью работы. Одно из нововведений – возможность использования управляемых ракет новых типов с увеличенной дальностью. Это расширило список целей, по которым может работать вертолёт, — от бронированной техники до малоразмерных манёвренных объектов.

Ми-28НМ

Ми-28НМ


Параллельно с боевыми возможностями было серьёзно улучшено рабочее место экипажа. Кабину оснастили более информативными дисплеями, внедрили новые системы стабилизации вертолёта, добавили возможность точного маневрирования и удержания позиции. Над защищённостью вертолёта тоже поработали. Его оборудовали современными комплексами радиоэлектронной борьбы, системами предупреждения о ракетной атаке и средствами активной защиты. В конструкции широко использовали композитные материалы и лёгкая броня, а у несущего винта усилили устойчивость к повреждениям.

Ещё интересное с нашего канала:

Рыбный день: зачем его придумали в СССР и почему он был именно в четверг



Неудивительно, что развитию вертолётов уделяется сколько внимания, они считаются одной из важнейших ударных сил. Больше всего впечатляют современные модели, такие как Ми-28 или американский «Апач», которые оснащаются многофункциональными бортовыми системами и разнообразным оружием.

Обратите внимание:

0
1772
Версия для печати