Несмотря на то, что в Российской империи к 1880-годам проживала самая большая еврейская община мира (67% от всей численности еврейского народа), строительство масштабных синагог велось очень неохотно даже с учетом того, что средства жертвовали сами прихожане. После победы Великой революции положение стало еще хуже, ведь борьба с религией являлась приоритетным направлением социалистического государства, что в большинстве случаев пагубно сказалось на еврейских культовых сооружениях. Но несмотря на это, восстановленные и вновь построенные святыни стали точкой притяжения, куда устремляются не только иудеи.
1. Московская хоральная синагога
Несмотря на сложности и гонения русским евреям удалось сохранить глубокую связь со своей идентичностью и древней историей (Московская хоральная синагога). | Фото: bangkokbook.ru.
Учитывая, что в крупные города России еврейским общинам путь был заказан вплоть до 1850-х, необходимости в строительстве масштабных иудейских храмов также не было. Но после указа императора Александра II (1859 г.), позволившего состоятельным евреям вышей купеческой гильдии, ученым, ремесленникам и студентам селиться в Москве и больших городах, возникла проблема, где им проводить службы и религиозные обряды. Вначале иудеи довольствовались небольшими молельными домами, а когда к 1880 гг. в Москве уже проживало более 35 тысяч представителей еврейской общины стали задумываться о строительстве синагоги.
Оформление Московской хоральной синагоги стало отражением традиций, вкусов, надежд и амбиций еврейского народа. | Фото: fotoload.ru.
Активистам удалось получить высокое позволение на строительство, приобрести земли в бывшей Гончарной слободе и в 1887 году был заложен первый камень, под масштабный культовый объект, проект которого разработал Семен Эйбушитц. Такое благоприятное начало не стало залогом будущего успеха, ведь строительство не раз приостанавливали и даже готовый храм не раз перепрофилировали. Московские евреи в полной мере смогли насладиться молитвами в своей святыне лишь в 1906 году, когда здание синагоги официально было открыто для верующих. Счастье длилось недолго (учитывая нагрянувшую революцию), хотя, как ни странно, Московская хоральная синагога была действующим храмом даже в советский период истории.
2. Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге
Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге – яркий образец мавританского стиля на русской земле.
На Лермонтовском проспекте Санкт-Петербурга параллельно с Московским храмом начали масштабное строительство еще одной Большой хоральной синагоги, которая должна была удовлетворить потребности верующих евреев Северной столицы. К сожалению, и ее судьба оказалась не менее сложной и трагической. Несмотря на разрешения самого императора процесс возведения затягивался и не всегда виной было отсутствие денег. Отличительной чертой этого храма стал архитектурный стиль, выбранный целым коллективом автором, участвовавшим в его разработке. Поскольку при строительстве синагог, чаще всего выбирали мавританский стиль, неудивительно, что Л. И. Бахман, И. И. Шапошников, В. В. Стасов и Н. Л. Бенуа выбрали именно такие формы и дизайн культового объекта.
Несмотря на атеистическую политику СССР Большая хоральная синагога закрывалась только на реконструкцию (Санкт-Петербург). | Фото: ostrovisrail.iboard.ws.
Изысканное оформление интерьера и масштабное остекление позволили создать более чем впечатляющую атмосферу (Большая хоральная синагога, Санкт-Петербург). | Фото: blog.zaburdaev.ru.
Авторы Novate.ru хотели бы особо отметить, что Большая хоральная синагога хоть и была закрыта во время непримиримой борьбы с религий в советское время, но протесты верующих заставили отменить приказ. После 1930 года иудаистский храм закрывался лишь на реконструкцию, а в 1980 году (во время проведения Олимпиады в Москве) синагога и вовсе стала одним из основных экскурсионных объектов для иностранных гостей.
3. Кёнигсбергская синагога в Калининграде
Кёнигсбергская синагога, построенная в конце XIX века, считалась самой красивой в Германии. | Фото: ivanskobey.livejournal.com.
Современная версия, получившая название Новая либеральная синагога, появилась в Калининграде в 2018 году. | Фото: hello-kaliningrad.ru.
Учитывая историческое прошлое Калининграда, неудивительно, что старинное здание еврейского храма здесь не сохранилось. Мало того, что с приходом к власти самого жесткого представителя Ультранационалистической экстремистской политической партии Германии Адольфа Гитлера все синагоги в стране и Кёнигсберге, в том числе, были разрушены, так город после Второй мировой войны отошел СССР, власти которого совсем не горели желанием восстанавливать культовые сооружения, даже если они и имели особую культурную и историческую ценность для евреев. Строительство новой святыни на прежнем месте началось лишь в 2011 – 2018 гг., при этом современники постарались сохранить первоначальные формы.
4. Синагога в Воронеже
Воронежская синагога была построена в 1903 году по проекту Станислава Мысловского.
Вернули здание синагоги Воронежской еврейской общине лишь в 1997 году, а спустя 10 лет началась его реконструкция.
Учитывая, что большая часть еврейского населения России проживала в глубинке, культовые объекты в местах поселений строились более активно, хотя не все имели настолько впечатляющий размах. Тем не менее у прихожан было место, где они собирались не только для того, чтобы вознести молитвы к богу, но и обсудить общественные проблемы. Также религиозные комплексы предусматривали школы, приюты для детей бездомных или обедневших евреев и бесплатные столовые. В Воронеже, например, в 1903 году была построена хоть и небольшая, но довольно привлекательная синагога, проект которой предусматривал популярный мавританский стиль. Только этой святыне повезло меньше, чем Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга. В 1938 году приход расформировали, реликвии и ценные раритеты вывезли, а здание отобрали в пользу текстильной фабрики, которая в нем устроила склад. Военные действия во время Великой Отечественной стали причиной частичного разрушения культового объекта, к восстановлению которого приступили лишь в 2010-х и то на средства благотворителей и членов общины.
5. Самарская хоральная синагога
Самарская хоральная синагога просуществовала как храм всего 20 лет. | Фото: drugoigorod.ru.
Конец XIX начало XX века ознаменованы строительством большинства каменных синагог по всей царской России. В Самаре, где к тому времени проживало более 1,3 тыс. иудеев, также началось строительство храма, вызванное необходимостью расширения площади молельных домов, разбросанных по городу. На средства прихожан и местных купцов, преимущественно русских, в 1903 году началось строительство крупнейшей в Поволжье синагоги, рассчитанной на одновременное посещение 1 тыс. верующих. Проект храмового сооружения разработал архитектор Зельман Клейнерман, который вдохновлялся европейскими синагогами, поэтому в ее очертаниях угадываются традиционные черты иудейских культовых объектов.
На данный момент реставрационные работы еще не окончены, но все же синагога сохранила свой первозданный вид без особых потерь (Самарская хоральная синагога). | Фото: turportal63.ru.
Примечательно: Радость торжественного открытия одной из крупнейших синагог России длилась всего 20 лет. Советское руководство закрыло культовый объект, превратив его в Дом культуры. В общину здание синагоги вернулось лишь в 1994 году, но до сих пор не является действующим храмом поскольку реконструкция до конца не произведена.
6. Челябинская синагога
Понадобилось долгих 20 лет, чтобы в центре Челябинска на улице Пушкина появилась синагога, которая стала главным общественным местом еврейской общины. | Фото: arhistrazh.livejournal.com.
Челябинская синагога признана объектом культурного наследия регионального значения. | Фото: arhistrazh.livejournal.com.
Здание Челябинской синагоги находится всего нескольких метрах от географического центра города, что само по себе стало символичным фактом в истории ее существования. А появилась она здесь благодаря стараниям купца второй гильдии Соломона Брена, который в 1884 году на свои собственные средства приобрел участок земли и подарил его общине, которая долго и упорно собирала деньги на строительство синагоги. Стоит отметить, что после освящения молельный дом стал главным культурно-религиозным центром иудеев Челябинска, где были открыты: еврейская школа, общество помощи бедным евреям и беженцам во время Первой Мировой войны. В конце 1920-х приход расформировали, синагогу опустошили и передали сначала Челябинскому тракторному заводу под нужды клуба для рабочих, затем в ней находились цеха и склады протезно-ортопедического предприятия. Только после распада СССР здание храма вернулось еврейской общине.
7. Синагога на Большой Бронной в Москве
Синагога на Большой Бронной в Москве – частный храм, построенный для личных нужд Лазаря Полякова. | Фото: bridgetomoscow.com..
За бруталистским фасадом прячется интересная судьба храма и его первоначальная конструкция (Синагога на Большой Бронной, Москва).
Синагога на Большой Бронной в Москве была частным местом поклонения Лазаря Полякова – главы общины, который в дореволюционное время был известным меценатом и миллионером. Она не строилась в качестве молельного дома с нуля, изначально это был старинный особняк, который реконструировали по проекту архитектора Чичагова, который умудрился привнести мавританские элементы в его внешний вид. Несмотря на то, что со строительством не возникло никаких проблем, ведь Поляков вкладывал свои кровные не экономя, судьба храма не менее трагична чем у других религиозных объектов, доставшихся социалистическому государству в наследство от царской России. В 1930-х храм был закрыт, а раввин и вовсе казнен. Его главный зал стали использовать для проведения профсоюзных собраний, хотя на протяжении всего периода существования СССР разрешалось организовывать и неформальные встречи еврейской культурной общине. Сегодня это снова действующая синагога, а также социальный центр для растущей еврейской общине любавичских хасидов.
8. Синагога в Иркутске
Деревянное здание синагоги очень быстро построили, но и горело оно не раз (Иркутск). | Фото: irkipedia.ru.
В 2004 году все внутреннее убранство синагоги было потеряно в очередном пожаре (Иркутск). | Фото: ru-travel.livejournal.com.
Иркутск является тем местом, куда евреи поехали не по доброй воле и не в поисках лучшей жизни. Здесь еще во времена царской России оседали каторжане и ссыльные, включая последователей иудаизма. Для удовлетворения их нужд в городе был построен молельный дом, который не раз сгорал во время пожаров, но всегда восставал из пепла усилиями местных жителей. А вот лихолетья Великой революции не оставили культовой святыне шансов на сохранность функционала, хотя и разрешалось использовать ее помещения для проведения встреч еврейского культурного общества. Сейчас же старейшая действующая синагога России стала культурным центром, где собираются иудеи, горожане и гости Иркутска.
В продолжение темы предлагаем совершить экскурсию в самые значимые храмы разных ветвей христианства, сохранившиеся на территории России.
А вот познавательное видео нашего канала: