Несмотря на полный провал всех попыток построить высокотехнологичный танк будущего, производители до сих пор не потеряли надежду. Очередным оптимистом стала компания Hyundai Rotem, которая запустила новый проект по разработке перспективного танка. Согласно словам производителя, подобной техники мир ещё не видел, да и не увидит ближайшие лет 20.
Слабое звено
Дизельные танки Leopard 2A5./ Фото: rt.com
Самой слабой частью конструкции любого танка является не его бронирование и даже не устаревшая пушка, а силовая установка. Возможности дизельных двигателей, которые сейчас используются практически во всех танках, весьма ограничены. Очень сложно построить действительно мощную силовую установку для танка, если постоянно приходится устанавливать жесткие ограничения на размер и на вес. Удерживая эти два важных параметра в установленных рамках технического задания, очень сложно повысить выдаваемую мощность и добиться хоть сколько-нибудь высокой энергоэффективности. Без жестких ограничений размер и масса двигателя вырастут настолько, что танк станет попросту неподъёмным. В своё время альтернативой дизельному двигателю стал газотурбинный, вот только он оказался не таким уж и хорошим: слишком капризный, требовательный к условиям эксплуатации и чрезвычайно прожорливый.
Газотурбинный M1 Abrams./ Фото: businessinsider.com
Тем не менее, если бы силовую установку удалось бы усовершенствовать, танки могли бы намного увеличить свои показатели, такие как скорость и манёвренность. Современные танки слишком тяжёлые, чтобы свободно передвигаться на поле боя. Именно поэтому компания Hyundai Rotem решила сосредоточить свои усилия прежде всего на создании совершенно новой силовой установки, а остальной танк строить вокруг неё. Сейчас сложно сказать, получится ли у неё хоть что-нибудь, а сам проект находится пока что на начальной стадии. Насколько известно, даже специалисты компании имеют лишь общее представление о том, в каком направлении им двигаться, а все необходимые для этого технологии им только предстоит разработать. Предполагается, что готовый танк пойдёт в серийное производство не раньше 2040 года, а, скорее всего, гораздо позже.
Гибридный танк
Вместо классического двигателя внутреннего сгорания южнокорейский производитель собирается использовать электродвигатели. Выгоду от подобного решения уже успели все увидеть на примере электромобилей: даже недорогие электрокары имеют солидный перевес в мощности, скорости и динамике перед аналогичными машинами с ДВС. Электрические двигатели неизбежно выигрывают в мощности и крутящем моменте, по этой причине машина быстрее ускоряется и едет в конечном итоге быстрее. С танками ситуация аналогичная. Заменив дизель на электромоторы, можно сделать их более резвыми, а дальше всё пойдёт по тому же сценарию, что и с электромобилями: тяжёлая бронетехника получит массу новых технологий, связанных с навигацией, целеуказанием, управлением огнём и разведкой местности.
Дизель-электрическая САУ Ferdinand./ Фото: dzeninfra.ru
Правда, вставить в танк батарейки не получится, уж слишком мощные двигатели у него будут. По этой причине разработчики из Hyundai Rotem собираются собрать для него аж две силовые установки – гибридную, а потом и водородную, и гибридная будет первой. То есть основной движущей силой танка станут электродвигатели, а вот снабжать их энергией будет собственная дизельная электростанция. Именно по такому принципу сейчас строятся некоторые автомобили. Впрочем, называть всё это гибридом не совсем верно, скорее уж электрической платформой с собственным источником энергии на борту. С современными танками подобные эксперименты ещё не проводились, дизель-электрический «Фердинанд» времён Второй мировой войны не в счёт.
Модель перспективного танка Hyundai Rotem К3./ Фото: armyrecognition.com
Первый танк от Hyundai Rotem, который пока что имеет индекс К3, поначалу будет иметь дизель-электрическую силовую установку, а не классический гибрид с совместным использованием электрической и бензиновой составляющей. Причина простая – сверхтяжёлая батарея и трудности компоновки в и так ограниченном пространстве. Насколько подобная силовая установка будет эффективной, сказать сложно, но южнокорейские инженеры полны энтузиазма, хоть и не рассказывают о будущих технических решениях. Тем не менее уже в этом варианте танк должен быть гораздо шустрее дизельных. Впоследствии дизель-электрическую силовую установку заменят на водородную.
Танк на водороде
Модель танка К3./ Фото: armyrecognition.com
Хоть использование водородного источника энергии для танка и может на первый взгляд казаться блажью, это имеет большой смысл. Можно ли сделать дизельную силовую установку мощнее без увеличения размеров и веса самого двигателя и трансмиссии? Вопрос сложный и даже на первый взгляд кажется трудноразрешимым. Другое дело – мощные электродвигатели и водородные топливные ячейки. Потенциал у этой идеи очень велик, не хватает только нескольких технических решений, например, от энергетических ячеек нужно будет получить большую выходную мощность. По всей видимости, специалисты из Hyundai Rotem сами пока что не знают, как именно всё это они будут делать, поскольку никаких технических деталей они не приводят. Правда, если немного подумать, можно найти подсказки.
Hyundai Rotem K3./ Фото: reddit.com
Главная из них – разработка в 2023 году в Японии нового материала для дешёвых протонных мембран. Это самая дорогая часть водородных топливных ячеек, а с новым материалом их можно будет производить массово и легко менять при поломках или исчерпании ресурса. Конечно, остаётся ещё вопрос взрывоопасного водорода, но и здесь не всё так плохо. К примеру, «Тойота» уже разработала прототипы «водородных картриджей», которые нужно всего лишь вытащить из гнезда и заменить на новые, что сразу же решает вопрос заправки. Даже вопрос возгорания может оказаться всего лишь небольшой технической проблемой: уже существуют способы хранения водорода в связанном, безопасном виде. То есть это всего лишь паста, из которой водород освобождается во время нагрева или, допустим, воздействия электрического тока. Насколько известно, у производителя нет или почти нет готовых способов всё это реализовать, а конструкция нового танка будет вырисовываться по мере исследований и разработок.
Ничего конкретного
Водородный танк./ Фото: dzeninfra.ru
Помимо самых базовых сведений, производитель ничего не смог сказать относительно своего нового перспективного танка К3. Скорее всего, никаких разработок в этом направлении сделано ещё не было, поэтому в Hyundai Rotem ничего не сказали ни о характеристиках, ни о потенциальных возможностях. Впрочем, представители компании заявили, что этот танк будет лучшим из всех, выпущенных до настоящего момента. По крайней мере, ещё никто не пытался наделить бронетехнику водородными топливными ячейками, поэтому производитель наверняка окажется новатором в этой области.
Hyundai Rotem K3./ Фото: thesun.my
Танк К3 обещают наделить 130-миллиметровой пушкой и практически бесшумным ходом. Помимо этого, в нём используют последние технологии и разработки в области вооружений и искусственного интеллекта. С их помощью танк должен обрести новые возможности в управлении огнём, в контроле поля боя и коммуникации с остальными войсками. Остаётся лишь дождаться появления первого прототипа, если таковой вообще будет.
Возможно, новый танк на водородных топливных элементах и окажется полезным, но он может повторить судьбу других перспективных разработок, таких как высокотехнологичный «Леопард», который оказался никому не нужным из-за своей чрезвычайно высокой цены.