Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Якорь – неизменный и очень важный атрибут любого корабля, без него нельзя выйти в море. За долгую историю мореплавания успели придумать около пяти тысяч его вариантов, и у каждого имеются свои особенности, плюсы и минусы. Хоть это и кажется очевидным, но далеко не все в курсе, что именно делает якорь и для чего он нужен.


Давняя история

Каменный якорь./ Фото: hvylya.net

Каменный якорь./ Фото: hvylya.net


«Рогатый» современный якорь может узнать практически каждый, даже если он никогда не приближался к кораблю ближе чем на 1000 километров. Название «якорь» за это время стало едва ли не нарицательным, а его смысл примерно знаком всем и каждому. Впрочем, этот известный предмет выглядел так не всегда, и более или менее современный внешний вид они получили лишь в XVIII веке. Первый же намёк на якорь, который вообще удалось найти, датируется примерно началом третьего тысячелетия до нашей эры, а представляет он собой нечто, напоминающее плиту с отверстием для верёвки и странными вырезами. Скорее всего, в них вставлялись деревянные «рога», которые цеплялись за неровности рельефа и фиксировали груз на дне. Конечно, первые якоря использовали задолго до этого, и это был просто камень на верёвке.

Якорь из дерева./ Фото: evpatori.ru

Якорь из дерева./ Фото: evpatori.ru


Примерно с конца третьего тысячелетия до нашей эры стали появляться деревянные якоря, и выбор такого необычного материала был вполне логичен. Их делали из плотных пород дерева, тяжелее воды, поэтому они хорошо тонули. Обрабатывать их было легче, чем металл, к тому же металлический якорь стоил бы баснословно дорого. Он имел сложную форму, а главной его частью был крюк, который должен был цепляться за дно. Правда, крюк был один, поэтому он плохо выполнял свою роль и всего лишь лежал на дне бесполезным грузом. Кому-то приходилось нырять, чтобы его закрепить. Впоследствии появился и второй крюк, симметричный первому, а якорь приобрёл более или менее современный вид. Благодаря некоторым свойствам используемых пород дерева якоря оказались очень долговечными, некоторые из них сохранились до настоящего времени и были найдены на дне.

Якорь Адмиралтейский 18 век./ Фото: pixabay.com

Якорь Адмиралтейский 18 век./ Фото: pixabay.com


Так продолжалось до тех пор, пока вместо дерева не стали использовать свинец, а примерно в VII-II веке до нашей эры впервые появился двурогий железный якорь. Правда, до сих пор так точно и не выяснили, кто и когда его изобрёл. Существует несколько теорий, но полностью достоверных доказательств хоть одной из них не нашли, поэтому вопрос остаётся открытым. Как бы то ни было, но современный вид якорь приобрёл совсем недавно, лишь в XVIII веке. Именно тогда появился стальной якорь, на веретене которого крепились два рога с лапами на концах. С этого момента и началась его бурная эволюция, а в результате появилось несколько тысяч разновидностей, каждая со своим строением и особенностями.

Современный якорь

Плавучий якорь./ Фото: bibimot.ru

Плавучий якорь./ Фото: bibimot.ru


Конструкция якоря очень своеобразна и зависит от размера судна, его водоизмещения и причины, по которой его вообще ставят. К примеру, существует плавучий якорь, с его помощью можно остановить судно, если до дна слишком далеко и обычный якорь поставить просто не удастся. Его также используют во время шторма, когда корабль требуется удержать носом к волнам, чтобы его не развернуло боком и не перевернуло. Конечно, первая ассоциация – это плавающий по волнам плот, но она в корне неверна. На самом деле он представляет собой воронку, выполняющую функции паруса. Она привязывается к носу корабля, погружается в воду и «надувается» неподвижной водой. Главная его функция – гасить рывки и удары, стабилизируя таким образом судно. Также в шторм обычный якорь не ставят, а пускают корабль в дрейф и используют плавучий, в противном случае его просто разобьёт волнами.

Становой якорь./ Фото: dzen.ru

Становой якорь./ Фото: dzen.ru


Помимо плавучего есть ещё и другие виды. Становой якорь – основной, именно он удерживает корабль на одном месте и не даёт ему сдвинуться с места, а ставят его на носу. В зависимости от размера корабля, становой якорь может быть очень тяжёлым, к примеру, у авианосцев его вес может достигать 30 тонн. Место дополнительного якоря на корме, а нужен он, чтобы корабль на стоянке не крутился ветром и течением вокруг станового, что может привести к большим неприятностям. Если корабль требуется поставить где-нибудь на постоянную стоянку, используется так называемый мёртвый якорь. Он представляет собой очень тяжёлый груз со скобами для крепления, его также используют для установки буйков или маяков.

Стандартное строение./ Фото: wikimedia.org

Стандартное строение./ Фото: wikimedia.org


Все якоря имеют примерно одинаковую конструкцию. Его основу составляет веретено, это ось якоря, в верхней его части находится кольцо, которое называют рымом, а к нему уже крепится скоба с якорной цепью. Чуть ниже находится шток (длинный стержень), а на другом конце веретена развёрнутые на 90 градусов по отношению к штоку рога с широкими лапами на концах. Такая конструкция имеет своё назначение, ведь если бы якорь состоял только из веретена и двух крюков, его использование не имело бы никакого смысла. В таком случае плоский якорь ложится на дно и покоится на нём до тех пор, пока корабль не сдвинется с места и не натянет цепь, после чего он скользит по дну и не держит совершенно ничего. Вместо этого находящийся сверху шток зарывается в грунт, то же самое делают и лапы, чья ширина намного больше, чем у крюков.

Якорь и якорная цепь./ Фото: pinterest.com

Якорь и якорная цепь./ Фото: pinterest.com


Впрочем, удерживает корабль на месте не только якорь. Если бы это было так, то к нему привязывали бы какой-нибудь трос попрочнее, чтобы хоть немного снизить вес. Тем не менее, к большому якорю крепят такую же огромную и очень тяжёлую цепь. Когда на корабле бросают якорь, цепь разматывается и частично ложится на дно, обеспечивая дополнительную нагрузку и сцепление, поэтому её вполне можно рассматривать как ещё один якорь. Единственное, что неудобно в таком способе фиксировать корабль на одном месте, так это подъём на борт огромного груза, застрявшего где-то на дне. Лапы и шток зарываются глубоко в грунт, цепляются за естественные возвышения и камни, поэтому поднять якорь очень сложно. Чтобы облегчить эту непростую задачу, корабль начинает двигаться вперёд и выбирает слабину, а когда оказывается прямо над якорем, поднимает его на борт.

Рекордсмены

Плавучий кран Svanen ./ Фото: wikipedia.org

Плавучий кран Svanen ./ Фото: wikipedia.org


Учитывая, что среди кораблей множества типов есть настоящие гиганты, то и якоря для них нужны соответствующие. К примеру, для огромного плавучего крана Svanen якорь тоже пришлось делать специальный. Изначально кран проектировали для строительства моста, а его грузоподъёмность составляет восемь миллионов тонн. Чтобы удержать его на месте, специально для него сделали якорь в виде полусферы весом в 40 тонн. К полусфере подключается грунтовой насос, и она буквально присасывается ко дну.

Танкер Knock Nevis./ Фото: 24smi.org

Танкер Knock Nevis./ Фото: 24smi.org


В своё время у берегов Индии нашли брошенный якорь, когда-то принадлежавший супертанкеру Knock Nevis. Становой якорь имеет особую конструкцию и весит 36 тонн при высоте 10 метров. Ему приходилось держать на месте корабль длиной 458 и шириной 69 метров. Фактически якорь – это всё, что осталось от танкера после того, как его в 2010 году порезали на металлолом. Даже у огромного авианосца Carl Vinson якорь будет поменьше, его вес составляет всего 30 тонн. Правда, их два.

Огромные якоря делают для столь же огромных кораблей, таких было построено немало, и все они выполняют важную работу: одни из них боевые, другие транспортные, а третьи вообще выглядят очень странно.


Обратите внимание:







1193
8.12.2024 12:06
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё