
В советские годы возле гаражей или мастерских часто можно было услышать резковатый запах, а источник у него был один — непримечательные серые куски карбида кальция. Этому материалу нашлось много применений, от строительных работ до походов и досуга на открытом воздухе. Карбид легко можно было найти на стройках, в мастерских и в хозяйственных магазинах. Удивительно, что настолько полезный материал к настоящему моменту практически забыли, а современное поколение о нём вообще ничего не знает.
1. Карбид и его уникальные качества

Застывшие болванки карбида
Своей популярностью карбид обязан интересному химическому составу. Создали его в лаборатории, а технологию производства отработали ещё в начале XX века: при этом вместе сплавляли два распространённых и дешёвых компонента: оксид кальция (негашёную известь) и коксующийся уголь. В мощных электродуговых печах они сплавлялись при температуре около 2000 градусов Цельсия, превращались в жидкость и застывали в массу грязно-серого цвета. Внешне карбид кальция действительно напоминал какой-нибудь неказистый на вид камень. Он был хрупким, крошился, а на воздухе постепенно разлагался, издавая тот самый характерный запах, который многие помнят до сих пор. Но его настоящая ценность раскрывалась при контакте с обычной водой.

Реакция с водой - горючий ацетилен
При этом начиналась бурная химическая реакция: карбид кальция активно поглощал воду и выделял большое количество горючего газа — ацетилена. Из одного килограмма сухого технического карбида можно было получить до 280-300 литров ацетиленового газа. Именно это и сделало карбид уникальным, фактически он представлял собой компактную упаковку для горючего газа. В отличие от сжатого газа в баллонах, карбид не требовал огромных заводов по сжижению газа и высокопрочных стальных баллонов для хранения, транспортировки и использования. Достаточно было иметь сам карбид, воду и несложный аппарат — генератор, в котором эти два компонента смешивались, а на выходе получался газ. Это качество и привлекало в карбиде больше всего: его можно было использовать в гараже, в поле, на далёкой стройке или в походе.
2. Главная работа – автоген

Ацетиленовый генератор
Чаще и больше всего карбид кальция использовали на стройках и в мастерских, с его помощью резали и сваривали металл. До массового появления баллонов со сжатым ацетиленом именно карбидовые генераторы давали топливо для автогенов. Эта технология широко использовалась на протяжении большей части XX века. Принцип её работы простой и гениальный. Карбид загружали в специальный отсек газогенератора, а в другом отсеке находилась вода. Реакция между ними строго контролировалась, и карбид соединялся с водой не весь сразу, а лишь частично. Полученный при этом газ по шлангу направляли в горелку, где он смешивался с кислородом из отдельного баллона. Главное и самое полезное свойство ацетилена – это его температура горения: факел горелки давал свыше 3000 градусов Цельсия. Этого было достаточно, чтобы расплавить сталь и прочие тугоплавкие металлы.

Высокотемпературное ацетиленовое пламя
Масштабы использования этой технологии в СССР были огромными. Ацетиленовые генераторы стояли в цехах гигантских машиностроительных заводов и на верфях, использовались на строительстве электростанций и на стройках. Но самая большая польза от них была в работах, где требовались автономность и мобильность: в гаражах, в мелких ремонтных мастерских, в коммунальных хозяйствах, в колхозных ремонтных пунктах, на стройках и в полевых работах строителей-монтажников. Для слесаря или сварщика карбид был таким же расходником, как электроды для электросварки. С его помощью можно было под открытым небом починить технику, нарезать металл, изготовить какую-либо деталь или отремонтировать трубопровод.

Пустая корзина для карбида
Этот дурно пахнущий материал давал свободу действий: заправок баллонов было слишком мало, а карбид можно было легко получить и долго хранить в герметичной таре. Он избавлял строителей и ремонтников от больших проблем, экономил время и деньги. Ацетиленовый генератор быстро стал важной частью и одновременно с этим получил огромное распространение в кустарных мастерских.
3. Карбид за пределами цеха

Карбидный фонарь на раме велосипеда
Благодаря простому способу получения горючего газа карбид кальция оценили не только сварщики и слесари, его стали часто использовать в быту и в походной жизни. Ему нашли отличное применение там, где не было доступа к электричеству, и где практически невозможно было найти такие блага цивилизации, как газ и бензозаправки. Наверное, самый яркий пример использования карбида в обычном быту – это ацетиленовые лампы.

Фонарь давал достаточно яркий свет
Их конструкция была предельно простой и практичной. В нижний отсек помещали куски карбида, а в верхний наливали воду. При помощи капельного механизма вода медленно подавалась на карбид, а выделившийся при этом газ поступал в горелку со специальным керамическим наконечником. Лампа давала белый и яркий свет, поэтому была незаменимой для спелеологов, исследовавших пещеры, для геологов и топографов в полевых условиях, и для рыбаков на ночной ловле. В отличие от керосиновых, они не боялись ветра и давали более яркий свет, а работали они до тех пор, пока не кончался запас карбида. Некоторые модели использовались и в быту, например, для освещения погребов или временных строительных бытовок. Карбид повсеместно использовался как универсальный источник полезного газа.
4. Почему карбид исчез из широкого обихода?

Ацетиленовые баллоны
Причин для исчезновения карбида из повседневного быта и строительства было много. Главные из них – технический прогресс, новые стандарты безопасности и появление современных инструментов. К примеру, предприятия начали выпускать гораздо больше готовых ацетиленовых баллонов, а их обслуживание стало куда проще. Производство самих баллонов усовершенствовали, сделали их прочнее и надёжнее, к тому же они стали гораздо дешевле. К тому же гораздо популярнее стали пропан-бутановые баллоны: они намного доступнее, удобнее в эксплуатации, и этот газ лучше подходит для большинства работ. Постепенно инфраструктура для обслуживания пропан-бутановых баллонов появилась даже в удалённых регионах.

Хранение карбида только в герметичной таре
Ещё один важный вопрос – безопасность. Карбид кальция требует строжайших условий хранения, а малейшее попадание влаги (даже атмосферной влажности при повреждённой упаковке) запускает неконтролируемую реакцию с выделением горючего ацетилена. В свою очередь, готовый ацетилен в баллонах, хотя и является взрывоопасным, хранится в пропитанной ацетоном специальной пористой массе, что гораздо безопаснее во время транспортировки и при хранении.

Фонари давно не используются
Практически то же самое произошло и в быту. Карбидные лампы сами по себе имеют массу недостатков, а их использование связано с серьёзными неудобствами. Сначала им пришли на смену керосиновые и бензиновые светильники, а потом исчезли и они. Нет ничего удивительного в том, что их полностью вытеснили электрические фонари, работающие на аккумуляторах. Они оказались куда удобнее в повседневном обращении, и от мерцающих горелок полностью отказались. В них просто отпала необходимость.

На производстве карбида
Карбид кальция никто не запрещал, а продажу не ограничивали, его заменили более совершенные, удобные и безопасные технологии. Производство карбида продолжается до сих пор, поскольку он занимает важное место в химической промышленности. Его используют как сырьё для производства, к примеру, уксусной кислоты и некоторых видов синтетического каучука.
Ещё интересное с нашего канала:
Для чего на подводных лодках применяется свет красного цвета
Далеко не всё, что активно использовалось в Советском Союзе, забылось и ушло в прошлое. Некоторые вещи либо пережили десятилетия и используются до сих пор, либо внезапно воскресли и стали очень популярными.
