В конце 1950-х годов на Кутаисском автомобильном заводе был разработано два автомобиля – КАЗ-605 и КАЗ-606. Последний получил название «Колхида» и отличался от 605-го главным образом наличием седельно-сцепного устройства и укороченной колесной базой. Впрочем, названный в честь древнего царства и исторической области грузовик запомнился советским шоферам под другими «красноречивыми» прозвищами.
Грузовик на узлах ЗиЛ. |Фото: ya.ru.
Грузовик КАЗ-606 «Колхида» — это живой пример принципа: «хотели как лучше, а получилось, как получилось!». Первое и главное, что нужно знать об этом грузовике Кутаисского автомобильного завода: «Колхида» — это де-факто ЗиЛ-164. Абсолютно все узлы в 606-ой от этого знаменитого советского грузовика. Что в КАЗ своего? По сути, две вещи, связанные друг с другом: дизайн и компоновка. И вот казалось бы: у вас есть проверенные комплектующие от уже зарекомендовавшего себя грузовика, что бы могло пойти не так… Все.
Получилось так себе. |Фото: uncle-vova.com.
Разработав «Колхиду» на узлах и агрегатах ЗиЛ, советские конструкторы с Кутаисского автомобильного завода просчитались: база была сделана слишком короткой, выхлопные трубы оказались слишком близко к заднему мосту, намудрили инженеры и с трансмиссией КАЗ-606. В результате получился «Франкенштейн» с плохим обзором (в некоторых условиях), систематическим перегревом масла, плохой динамикой. Причем причиной последней стали как раз-таки ошибки при проектировании новой трансмиссии.
Задумывалась как тягач. |Фото: livejournal.com.
Вот только все перечисленное было половиной беды. Мало того, что «Колхида» имела совершенно конкретные технические недостатки, грузовик еще имел и крайне скверное качество сборки. Хуже того, на это обстоятельство наложилась еще и низкая культура эксплуатации и обслуживания КАЗ-606, а также использованием машины не всегда по назначению в крайне сложной среде. Шоферы, которым довелось сидеть за баранкой 606-го, любили острить в духе: «Запорожец – не машина, а Колхида – не тягач!». В итоге редкий КАЗ проживал хотя бы пятилетку эксплуатации в народном хозяйстве. Машина слабо тянула и регулярно ломалась, из-за чего быстро становилась донором запчастей для ЗиЛ-164.
Колхиды редко служили больше пяти лет. ¦Фото: Pinterest.
Зная все это, может сложиться впечатление о том, что КАЗ-606 был грузовиком бесполезным. Это не так. Несмотря на всю свою «кривизну», машина внесла огромный вклад в развитие советской и, в частности, грузинской экономики. При всех своих недостатках «Колхида» позволяла удовлетворить местную потребность в грузовиках. Именно по этой причине грузовик не оставил после себя однозначно негативной памяти. Из-за большой популярности этой машины на дорогах южных регионов СССР, «Колхиду» в шутку и прозвали «Гордостью Грузии и слезами России».
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про ЗиЛ-157: чем советский «Захар» удивил европейцев на выставке в Брюсселе.