Тольяттинские спецы создали множество разных прототипов. Одни были удачными, другие – спорными, оставшимися на бумаге или в виде опытных образцов. Рассказываем о наиболее интересных вариантах, опередивших свое время и не пошедших в серийное производство.
1. ВАЗ-2103 Porsche
Конструкторы из Porsche потрудились над ВАЗ-2103/ Фото: drive2.ru
В середине 70-х гг. конструкторы ВАЗа решили, что пришло время обновить один из самых популярных на тот момент автомобилей. Любимую в народе «копейку» изменять не стали, а вот над довольно редким и престижным ВАЗ-2103 было решено поколдовать.
В то время как раз начиналось сотрудничество с Porsche, поскольку компания планировала выйти на рынок СССР и заключить крупный контракт. Немецких спецов привлекли к работе, и в 1976 г. они провели серьезный рестайлинг ВАЗ-2103 по всем требованиям тогдашней моды.
С автомобиля сняли хромированные детали, молдинги, стальной бампер – все блестящие и тяжелые элементы, заменив их на пластик. Это помогло соблюсти европейские требования безопасности и облегчить конструкцию машины. Помимо этого, форму автомобиля сделали более обтекаемой, благодаря чему его ход стал намного тише.
Передняя часть ВАЗ-2103/ Фото: autohs.ru
Еще конструкторы улучшили настройки шасси, поработали с двигателем и интерьером. Переделали переднюю панель, чтобы водителю не пришлось тянуться к печке и радиоприемнику. Поменяли и положение руля, поставив его так, чтобы он не загораживал приборы. Данное решение оказалось настолько удачным и прагматичным, что его впоследствии внедрили в конструкцию серийной «пятерки».
Однако вазовское руководство посчитало проект немцев слишком смелым, поэтому не решилось воплотить его в жизнь. Вместо него запустили более скромный вариант автомобиля, вышедшего в серию под названием ВАЗ-2106.
По прошествии лет оказалось, что тольяттинцы правильно просчитали реакцию народа. «Шестерка» пришлась по вкусу автолюбителям и пользовалась большой популярностью. Поэтому ее производство осуществлялось вплоть до середины «нулевых». Ну а отвергнутая поршевская модель оказалась в итоге в частной коллекции.
2. ВАЗ-1801 «Пони»
ВАЗ-1801 «Пони» планировался как первый отечественный автомобиль/ Фото: rusautomobile.livejournal.com
В 70-е гг. советские конструкторы усиленно работали над созданием первого отечественного электромобиля. Разработки длились около 10 лет, а впервые его должны были показать на московской Олимпиаде.
Для этого задействовали даже иностранных специалистов. Правда, они над самим проектом не работали, а были по большей части консультантами. Дело в том, что советские инженеры столкнулись с рядом трудностей. Основная сложность заключалась в непонимания, как должен был работать электромобиль.
Советским специалистам пришлось все делать с интуитивно, методом проб и ошибок. Но в итоге они создали довольно интересный, передовой вариант машины. Из-за того, что аккумуляторная установка оказалась очень тяжелой, решено было облегчить конструкцию, пожертвовав кузовом. Машину сделали легкой, открытой, четырехместной. Модель назвали «Пони» по аналогии с маленькой лошадкой.
«Пони» сделали для прогулочных поездок в парковых зонах/ Фото: silver.ru
Изменилось и предназначение автомобиля. Было решено использовать его для прогулок в парковых зонах, на курортах и выставках под открытым небом: там, где выхлопные газы крайне нежелательны. А еще советский электрокар задумывался как транспортное средство внутри Олимпийской деревни и доставки участников соревнований на спортивные объекты.
Однако удивить зарубежных гостей не получилось. Экспериментальную модель смогли опробовать только после закрытия Игр. Но зато результат порадовал: оказалось, что кар выдержал испытания, проехав на скорости 40 км/ч расчетное расстояние 120 км.
Еще один плюс получила конструкция. Специалисты оценили пространственную раму и независимую подвеску. Но после испытаний модель отправили в киевский институт для изучения, где она и сгинула.
Однако «Пони» просто так не исчез. В те же годы на его базе вазовцы построили два мини-грузовичка, непохожих между собой. Модель 2802-01 была сделана с одной кабиной и алюминиевым кузовом, а у 2802-02 имелся съемный кузов и пространственный каркас из стали. Несмотря на разный облик, у машин оказался общий недостаток: большой вес батарей.
«Интерьер» советского электромобиля/ Фото: silver.ru
Аккумуляторный блок весил около 400 кг и выдавал довольно скромную полезную нагрузку. Из-за этого первая модель не могла сдвинуться с места на скользкой дороге, а вторая была способна осилить только 100 кг полезного груза. Фактически блок вез самого себя.
Неудивительно, что мини-грузовики не пошли в серийное производство. Это притом, что на выставке 1984 года они получили множество золотых медалей и восторженные отклики посетителей и журналистов.
В том же году были построены еще два экземпляра «Пони» специально к празднованию 60-летия советского автопрома. Юбилейные электромобили вышли в свет с обновленным дизайном, использовались для развлечения высокопоставленных гостей выставки. После завершения мероприятий одну «лошадку» отправили в музей ВАЗа, а другую – на местный стадион, где ее использовали для эвакуации травмированных футболистов с поля.
3. ВАЗ Х
ВАЗ Х была выпущена в 1990-е годы/ Фото: wroom.ru
В 80-90-е гг. в мировой автомобильной моде сменилось направление. Актуальным стал биодизайн – стиль, который диктовал иные формы. Художники и конструкторы стали черпать вдохновение в природных линиях флоры и фауны. В этом же направлении начали работать и тольяттинские дизайнеры. Вскоре они представили мировой общественности свое детище – минивэн «Х».
Инновационную модель выпустили в 1990 г., и она сразу же покорила отечественных автолюбителей и специалистов. Автомобиль был создан на основе ВАЗ-2108, его оснастили двигателем в 1,8 л мощностью в 70 л.с.
Машине придали обтекаемые формы, благодаря чему снизилось лобовое сопротивление и расход топлива, плюс повысилась динамика. А прозрачная крыша, изогнутые тонкие стойки и лобовое стекло увеличило обзорность дороги.
Еще одной новинкой стали анатомические сиденья, которые можно было регулировать по всем плоскостям и поворачивать вокруг оси.
Минивэн получился настолько впечатляющим, что в СМИ заговорили о необходимости серийного производства. Однако неразбериха и скудное финансирование в перестроечные годы не дало осуществиться этим планам.
Интересно также узнать про 6 самых надежных «автоматов», на которые можно положиться.