Многие сведущие в автомобильной истории люди могут с уверенностью сказать, что легендарный Генри Форд создал довольно комфортные условия для рабочих своей первой фабрики - от увеличенных зарплат до 40-часового рабочего дня. Вот только мало кому известно, что в ответ с сотрудников он спрашивал не меньше, выставляя и для них ряд требований. Но даже на это он не остановился: чтобы его рабочие соблюдали поставленные условия, он создал своего рода патрули, которые ещё и по домам их ходили.
Занятный договор был у Форда со своими сотрудниками. /Фото: avtomaniya.com
Справедливости ради, стоит отметить, что идея существенно улучшить условия труда не была детищем лично Генри Форда - в реальности её придумал Джеймс Дж. Кузенс, который работал управляющим на первой фабрике Форда, а позднее занявший пост мэра города Детройта. И причина появления у него такой цели была попытка предотвратить безумную текучку кадров, уж слишком тяжёлыми были первоначальные условия на производстве: по информации редакции novate.ru, больше 80% новичков оказывались попросту не в состоянии выдержать однотипный труд на протяжении 9 часов в сутки.
Условия труда были очень тяжёлыми. /Фото: myhistori.ru
Именно эти проблемы и побудили Форда внедрить перемены, придуманные Кузенсом. Так, теперь предполагалось поднять ставку за день больше чем вдвое, до 5 долларов, а в неделю сотрудники работали ровно 40 часов. Ещё одним, действительно революционным решением было предоставление практически равных прав афроамериканцам наравне с белыми сотрудниками. Более того, на заводе работали темнокожие управляющие, имеющие полномочия уволить и цветного, и белого рабочего.
Легендарный первый конвейер Генри Форда. /Фото: techinsider.ru
Однако такая забота не была столь бескорыстной, ведь Форду приходилось иметь дело с, мягко говоря, не самыми примерными людьми. Оказывается, на тот момент его рабочие представляли собой в основном бывших иммигрантов-европейцев, которые толком не владели английским языком и не знали американские законы. Но самой большой проблемой был повальный алкоголизм среди них, а также трудности с дисциплиной. И с этим Генри Форду тоже пришлось бороться.
Чтобы фабрика работала эффективно, Форд пошёл на значительное изменение условий. /Фото: infokava.com
Результатом трансформаций стали также и требования для соискателей, среди которых было знание английского языка и законов США, отказ от алкоголя и курения, соблюдение законодательства, и даже запрет на разводы. Впрочем, Форд помогал соблюсти рабочим эти рамки: например, он открыл при фабрике учебное заведения для обучения языке и праву. Но были и странные условия - так, у учеников этой школы был своеобразный выпускной, в ходе которого им нужно было войти в заведение, одетыми в свой национальный костюм, а вот выйти предписывалось уже в деловом костюме с американским флагом в руке.
Чтобы стать рабочим у Форда, нужно было знатно потрудиться. /Фото: motorglobe.org
Однако и на этом Генри Форд не остановился: чтобы рабочие не имели возможности водить работодателя за нос, распивая алкоголь или дымя сигаретами дома, он создал своего рода полиции нравов. Фактически это были патрули из людей, которые наблюдали за сотрудниками даже в нерабочие часы, а также имели полномочия на внезапный обыск их домов. И вот если во время таких поисков в закромах находили спиртное, табачные изделия или просто уличали хозяев в неряшливости, то рабочий возвращался к прежнему окладу и лишался премии. Второе такое нарушение заканчивалось уже увольнением.
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме занятных историй из жизни: Продажа империи на аукционе: 8 настоящих исторических фактов, которые считаются хохмой